
Немцов Алексей Николаевич,
директор Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ»
В связи с устойчивой тенденцией развития и роста новых угроз, транспортная безопасность прочно вошла в число приоритетных направлений политики государства, направленной на устойчивое и безопасное функционирование всего транспортного комплекса.
В современных условиях обострения геополитической ситуации вероятность реализации новых угроз на объектах транспортной инфраструктуры с массовым пребыванием людей значительно возросла. Поэтому действующее законодательство последовательно реализует всеобъемлющие меры по предотвращению актов незаконного вмешательства.
Именно системный и продуманный подход к обеспечению транспортной безопасности способен повысить защищенность транспортного комплекса от угроз терроризма и диктует необходимость разработки новых и доработки уже имеющихся законов и подзаконных актов в данной сфере.
На сегодняшний день уже многое сделано в плане совершенствования нормативной базы.
Одной из угроз безопасности для объектов транспортной инфраструктуры является использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Применение БПЛА над объектами транспортной инфраструктуры несет в себе потенциальную угрозу для их безопасности и требует своевременных четких действий со стороны руководства и работников соответствующих объектов.
В связи с этим, Федеральным законом от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» работников подразделений транспортной безопасности наделили правом пресекать функционирование БПЛА в целях защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 24.07.2024 № 255 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности, и перечня должностных лиц подразделений транспортной безопасности, уполномоченных на принятие такого решения», решение о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности, принимается должностным лицом подразделения транспортной безопасности, уполномоченным на принятие такого решения, из числа работников сил обеспечения транспортной безопасности.
Также, для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с требованиями п.1.1. ст.12.3 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подразделения транспортной безопасности могут использовать специально обученных и аттестованных в установленном порядке служебных собак.
Служебных собак в соответствии с нормами действующего законодательства можно использовать в следующих целях:
• поиска и выявления оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (специальные собаки);
• поиска и обнаружения человека по его индивидуальному запаху (разыскные собаки);
• защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (караульные собаки).
Кроме этого, Минтрансом России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, норм обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности, а также Правил приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников». В соответствии с данным проектом с 1 сентября 2025 года работники подразделений транспортной безопасности смогут использовать в своей деятельности средства принудительной остановки транспорта отечественного производства, а также механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенные к применению гражданами в целях самообороны.
Несмотря на наметившуюся положительную тенденцию в совершенствовании законодательства в области транспортной безопасности, остаются нормативные акты, целесообразность отдельных положений которых вызывает сомнения.
Одним из проблемных моментов при проведении досмотровых мероприятий является выявление изделий, конструктивно сходных с холодным оружием, а также предметов, которые могут быть использованы для совершения актов терроризма. Часто при проносе охотничьих ножей, кинжалов и спортивных ножей у физических лиц отсутствуют документы об их сертификации в установленном порядке. Определить работнику досмотра, является ли данное изделие холодным оружием или имеет хозяйственно-бытовое назначение, без специальных познаний не всегда представляется возможным.

Также возникают сложности при проходе в зону транспортной безопасности граждан с газовыми баллончиками, обычно используемыми для самообороны. Буквальное толкование Перечня предметов и веществ, запрещенных к проносу в зону транспортной безопасности, может запрещать или существенно ограничивать перемещение этих предметов. Однако не всегда работники подразделений транспортной безопасности имеют возможность распознать и идентифицировать содержание опасных радиоактивных, химических и биологических агентов в проверяемых предметах и веществах.
По нашему мнению, для решения указанной проблемы было бы логично гармонизировать Перечни оружия, взрывчатых веществ и других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. Это позволит исключить из них те вещества, которые заведомо не подлежат выявлению работниками подразделений транспортной безопасности.
Также до настоящего времени остаётся нерешённым один из самых главных и самых острых из проблемных вопросов: избыточность Перечня предметов и веществ.
Данный Перечень до сих пор включает в себя предметы и вещества, выявление которых находится за пределами компетенции не только работников досмотра, но и профильных специалистов. Некоторые вещества, с учётом указанных в Перечне кодов, являются не просто вирусами (веществами), для которых в Российской Федерации существуют отдельные и специальные классификаторы, но и непосредственно заболеваниями. К тому же работа с такими возбудителями (вирусами), а также их хранение и лабораторные испытания, без которых невозможно установить природу данного вещества, требуют отдельного лицензирования и наличия квалифицированного персонала. Такой персонал не входит в состав подразделений транспортной безопасности.
В заключение хочется выразить надежду на то, что усилия Минтранса России по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, будут и далее поддерживаться на высоком уровне, а экспертное сообщество будет всецело способствовать достижению этой цели.
СРО «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» будет и далее принимать непосредственное участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.