Новости

Аналитическая справка о нарушениях федерального законодательства и проблемах антитеррористической защищенности социально значимых объектов

Редакция предлагает всем, кто имеет прямое или косвенное отношение к вопросам организации и проведению закупок охранных услуг для государственных и муниципальных нужд, а также исполнителям таких контрактов, обратить особое внимание на подготовленную нашими экспертами аналитическую справку о нарушениях федерального законодательства и проблемах антитеррористической защищенности социально значимых объектов.

Материалы собраны из открытых источников и внимательно изучены экспертами из нескольких регионов страны.

Основные выводы экспертов:

1. Физическая охрана социально значимых объектов, включая средние образовательные школы и детские сады, осуществляется частными охранными организациями (ЧОО) на основании типовых контрактов, заключенных по результатам электронных аукционов. При этом фактически определяющим критерием является низкая цена контракта.

2. Отсутствие конкретных требований к наличию и использованию технических средств охраны (ограждение, освещение, арочный и (или) ручной металлодетектор, средства контроля доступа (турникет, домофон), охранно-пожарная (тревожная) сигнализация и видеонаблюдение) приводит к тому, что они не интегрированы в общую систему безопасности и не позволяют своевременно обнаружить и предотвратить угрозы для персонала и учащихся охраняемого объекта.

3.  Электронные аукционы на услуги безопасности, где побеждает ЧОО, предложившая самую низкую цену, никак не способствуют обеспечению профессиональной охраны, а наоборот создают угрозу и поощряют недобросовестные ЧОО, которые фактически не имеют возможности, а самое главное, никакого желания и намерений обеспечивать безопасность охраняемых объектов и соблюдать требования законодательства.

4. Такие ЧОО мотивированы лишь на извлечение максимальной прибыли путем выставления на посты неквалифицированных, непроверенных и не прошедших специальную подготовку лиц без разрешительных документов на осуществления охранных услуг и оформления трудовых договоров, а следовательно, с последующим уклонением от уплаты налогов.

В результате охрана объектов данной категории осуществляется работниками с низким уровнем профессиональной подготовки, возрастом и состоянием здоровья ниже среднего, а также с низкой заработной платой и отсутствием мотивации, что не позволяет гарантировать качественное выполнение обязанностей по обеспечению безопасности охраняемого объекта.

5. Проблемы обеспечения антитеррористической защищенности социально значимых объектов являются следствием нарушений федерального законодательства при осуществлении государственных закупок охранных услуг и отсутствия контроля за исполнением заключенных контрактов.

Так, в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2020 № 645 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг», в последние 2-3 года заказчики в некоторых регионах игнорируют требования приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг». Это, следовательно, негативно сказывается на формировании соответствующего бюджета для обеспечения безопасности социально значимых объектов.

Так, стоимость одного часа работы круглосуточного поста охраны (человеко-час) должна составлять 353 руб. (НМЦК). Однако в сложившейся практике на текущих государственных торгах в регионах предлагаются значительно более низкие цены: например, в Московской области максимальная цена составляет 177 руб., а в Воронеже – 157 руб. При такой цене человеко-часа, кратно ниже НМЦК, невозможно выплачивать даже минимальный уровень оплаты труда охранникам и осуществлять предпринимательскую деятельность без нарушений трудового и налогового законодательства. С 2025 года МРОТ увеличивается до 22 440 руб., и ЧОО будут обязаны платить НДС от 5 до 7 %, что сближает УСН с общей системой налогообложения.

6. Такая порочная практика в ценообразовании способствует совершению правонарушений и наносит вред обеспечению безопасности социально значимых объектов. Возникает естественный вопрос: заинтересован ли сам заказчик в качестве охранных услуг и контроле за исполнением заключенных контрактов? Может быть, это и есть умышленное или неумышленное вредительство, за которым могут последовать тяжелые последствия – угроза здоровью и жизни наших детей, учителей и других граждан. Неужели нас не учат прежние трагедии?

Данные факты подтверждаются результатами контрольно-проверочных мероприятий Росгвардии: в 2023 году на охраняемых ЧОО объектах выявлено более 130 административных нарушений, предусмотренных статьей 20.16 КоАП «Незаконная частная охранная деятельность» (в текущем году – более 180). Всего возбуждено более 10 уголовных дел по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» по фактам выставления работников охраны, не имеющих соответствующей квалификации, налоговыми органами доначислены миллионы рублей налогов в бюджет.

7. Естественно, добросовестные частные охранные организации, способные обеспечить надлежащий уровень качества охранных услуг и антитеррористическую защищенность охраняемых объектов (школ и детских садов), не участвуют в электронных торгах по ценам, предложенным заказчиком. Это создает реальную угрозу для антитеррористической и противокриминальной защиты школ и детских садов, которые могут остаться без физической охраны или «охрану» будут осуществлять ЧОО, которые, вероятнее всего, не из нашего региона и:

а) не имеют достаточной штатной численности работников охраны в нашем регионе;

б) не обеспечены специальными средствами и служебным оружием;

в) не имеют элементарного офиса и какого-либо резерва, например, группы быстрого реагирования, для решения внезапно возникших задач.

Кроме того, с 1 января 2025 года вводятся новые требования к обеспечению безопасности в образовательных организациях: предусмотрен режим усиленной охраны объектов (в условиях повышенной опасности в регионе или резкой смены криминогенной обстановки). При усиленной охране работники ЧОО должны быть в бронежилетах, касках и вооружены служебным оружием.

Повышены требования к охранникам: в обычных условиях они должны быть экипированы специальными средствами (резиновая дубинка и ручные браслеты) и проходить соответствующую дополнительную физическую подготовку, а также иметь практические навыки действий при нападении или возникновении чрезвычайной ситуации.

Приведем несколько примеров:

а) В Московской области:

• Муниципальное учреждение «Воскресенский координационно-методический центр культуры и творчества «Истоки», ЕИС для закупки № 0848600006824000762, НМЦК 7 413 880,00 руб., на 12 мес. На 7 постов охраны = 88,2 тыс. руб. за пост;

• Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Видновская средняя общеобразовательная школа № 10», ЕИС для закупки № 0848300048424000467, НМЦК 4 539 480,00 руб., на 7 мес. На 5 постов охраны = 129,6 тыс. руб. за пост;

• Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа олимпийского резерва «Метеор», г. Балашиха, ул. Победы, влад. 1, ЕИС для закупки № 0848300064124000414, НМЦК за один пост – 141 тыс. руб.

б) В Воронеже «пошли другим путем»: вместо реализации дополнительных мер по усилению охранных мероприятий, в соответствии с требованиями государственных и национальных стандартов, 18.11.2024 г. на совещании с заместителем главы администрации городского округа город Воронеж по социальной политике Кулаковой Л.А. охранным организациям из других регионов — «Пересвет-Н» (г. Белгород), «Цербер» (г. Ставрополь), «Леон» и «Раст» (г. Курск), а также «избранным» воронежским ЧОО («Лев», «Зубр» и «Крепость») — предложено заключить прямые договора на охрану школ и детских садов.

Указанные ЧОО не имеют необходимой ресурсной базы. При этом в отношении должностных лиц ЧОО «Цербер» и «Зубр» возбуждены уголовные дела за мошеннические действия в сфере оказания охранных услуг по государственным контрактам.

Материально-техническое обеспечение ЧОО «Лев», «Зубр» и «Крепость» характеризуется тем, что у них имеется по одной единице служебного оружия под патрон травматического действия, приобретенного для формального выполнения лицензионных требований при оказании охранных услуг на объектах, к которым предъявляются требования по антитеррористической защищенности.

Кроме того, проблемы обеспечения физической охраны социально значимых объектов усугубляются катастрофической нехваткой работников охраны (для сравнения: средняя заработная плата охранника составляет 27 тыс. руб., курьера – 71 тыс. руб., работника транспортной безопасности – 49 тыс. руб.).

Отсутствие взаимодействия органов исполнительной власти с частными охранными организациями и недостаточная заинтересованность сторон в качестве предоставляемых охранных услуг ставят под угрозу безопасность и антитеррористическую защищенность социально значимых объектов.

На практике в этом регионе не используются действенные механизмы противодействия недобросовестной конкуренции при проведении конкурсных процедур и контроля за исполнением заключенных контрактов.

Так, при подготовке конкурсной документации фактически не применяются профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (приказ Минтруда России от 11.12.2015 № 1010н) и национальный стандарт Российской Федерации «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций» (ГОСТ Р 58485-2019).

Фактически не реализуется обязанность заказчика по проверке результатов исполнения договорных обязательств с точки зрения применения штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта и (или) его расторжение в одностороннем порядке, что является прямой экономией бюджетных средств (некачественные услуги не оплачиваются, и стоимость контракта может быть уменьшена на сумму штрафа).

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или с привлечением экспертов и экспертных организаций на основании контрактов.

С учетом изложенного, в целях антитеррористической защиты социально значимых объектов разумно:

1. Обеспечить исполнение требований приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы или услуги при осуществлении закупок охранных услуг».

2. Заказчику охранных услуг:

   2.1. С участием экспертов в сфере частной охранной деятельности создать рабочую группу по формированию конкурсной документации, технического задания и описания объекта закупки на оказание охранных услуг, а также критериев качества с целью определения ЧОО с лучшими условиями исполнения контракта;

   2.2. Определять поставщика охранных услуг не через электронный аукцион, а через электронный конкурс, где 60% оценки составляют критерии качества, а цена — 40%;

   2.3. Перед оплатой охранных услуг ввести в практику привлечение экспертов и (или) экспертных организаций для проведения экспертизы оказанных охранных услуг на соответствие условиям контракта.

3. При Общественной палате во взаимодействии с муниципальными и региональными депутатами создать рабочую группу по осуществлению общественного контроля за реализацией государственных контрактов на оказание охранных услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *