
Силивончик Сергей Евгеньевич,
Председатель Правления Союза СРО НСБ России
Неоднозначные публикации в СМИ о появлении новых национальных стандартов, связанных с охраной образовательных организаций, неожиданно вызвали турбулентность в охранном сообществе. Задумались как руководители, услышавшие о «гладкостволе» и бронежилете на каждом посту, так и работники охраны, узнавшие о необходимости сдачи зачётов по физической подготовке.
Так ли сильно изменится всё с 1 января 2025 года?
Паника ничем не обоснована. Существовавшие ранее стандарты актуализированы. Это вызвано необходимостью приведения положений документа в соответствие с изменениями в профильном законодательстве, касающемся обеспечения охраны и антитеррористической защищенности указанных объектов, а также необходимостью изменения ряда норм стандартов, которым уже более пяти лет, с учетом существующего уровня и характера угроз в отношении образовательных организаций и участников образовательного процесса.
Также в стандарт внесены требования, отражающие произошедшие изменения в части содержания охранных услуг. Например, в Москве уже несколько лет школы охраняются с использованием спецсредств (дубинка резиновая, наручники).
ГОСТы вводятся в действие с 1 января 2025 года и являются добровольными к применению. Однако при проведении закупок охранных услуг, согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, при составлении описания объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы или услуги, предусмотренные документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации. Соответственно, положения ГОСТ используются при описании объекта закупки.
Какие требования действительно содержатся в стандартах? Кто должен быть на посту охраны в образовательной организации?
На посту в образовательной организации должен находиться работник, получивший после прохождения соответствующего обучения статус частного охранника (подтверждается наличием удостоверения частного охранника с дальнейшим прохождением ежегодной периодической проверки), официально оформленный в штат охранной организации и имеющий личную карточку охранника. Он должен пройти дополнительное обучение по программам, учитывающим специфику охраны образовательных организаций, уметь действовать в составе кризисной команды и использовать специальные технические средства на посту охраны.
Ранее озвученные в СМИ сведения о получении каждым охранником разрешения на служебное оружие и наличии гладкоствольного оружия на каждом посту в образовательной организации на территории РФ не соответствуют действительности. В тексте документа также не содержится информации о подтверждении уровня физической подготовки работников охраны в образовательных организациях.
На сегодняшний день какие-либо нормативно-правовые акты, регламентирующие уровень физической подготовки работников охраны, планируемых к выставлению на посты охраны в образовательных организациях, отсутствуют. Тем не менее, стандарт предъявляет требования к охранной организации по наличию оформленного в штат персонала и материально-технического обеспечения в объеме и количестве, позволяющем выполнить техническое задание по заключаемым договорам на охрану.
Появляются новые требования к охранным предприятиям и работникам охраны. Ожидать ли изменений в подходе к финансированию охранных услуг со стороны государственного заказчика?
Финансирование — крайне острая проблема. Сегодня у образовательных организаций нет отдельной статьи расходов на охрану, поэтому финансирование на закупку охранных услуг выделяется по остаточному принципу из бюджета на иные нужды. Иногда фактически не выделяется вовсе. Цены, с которыми госзаказчики выходят на торги, не позволяют охранным предприятиям выплачивать достойную заработную плату и выполнять требования контракта без нарушений. Поэтому зачастую контракты заключаются с недобросовестными охранными предприятиями по необоснованным экономически расценкам. Это приводит к оказанию некачественных услуг, формальному подходу к выполнению требований законодательства в части охраны и антитеррористической защищенности объектов образования, нерациональному расходованию бюджетных средств и коррупции.
С одной стороны — ответственность заказчика, с другой стороны — руководителей охранных предприятий, выходящих на торги с такими НМЦК и «роняющих» цены до немыслимого уровня.
Вопрос решается очень сложно. Одна из ключевых проблем — недостаточная консолидация отрасли. Это приводит к сложностям во взаимодействии с органами власти, вызывает трудности в согласовании интересов участников рынка и затрудняет эффективное управление развитием и совершенствованием рынка охранных услуг.
Также это приводит к несогласованности действий органов власти и субъектов предпринимательства в сфере частной охранной деятельности, что катастрофически снижает степень участия предпринимательских структур в решении проблем отрасли и в работе по развитию профильного законодательства.
Потенциал профессиональных объединений до конца не реализован. Практика показывает, что ресурс объединений работодателей востребован, однако направления деятельности, продиктованные законом об объединениях работодателей, не позволяют «закрыть» все проблемные вопросы. Большой сектор деятельности остается в рамках компетенций саморегулируемых организаций (СРО). Необходимо развивать саморегулирование не в качестве альтернативы или конкурирующей структуры, а как еще одну силу, способную в рамках отрасли придать дополнительный стимул продвижению инициатив профессионального сообщества и отстаиванию его интересов.
Положительные примеры уже есть. Нужно внедрять этот опыт и не занимать позицию наблюдателей. Отсутствие динамики в сообществе ведет к его деградации.
Фото: avatars.mds.yandex.net