Законодательство, Новости, Эксперты

Необходимо ли заранее готовиться к вступлению в силу нового закона о ЧОД?

Уважаемые коллеги!

В редакцию после принятия нового закона «О частной охранной деятельности» поступает много вопросов, которые волнуют руководителей ЧОО. Они интересуются тем, что нужно делать до вступления закона в силу в сентябре следующего года: стоит ли ждать принятия дополнительных НПА или действовать уже сейчас.

Мы обратились за комментариями к Новиковой Инне Юрьевне, ведущему эксперту в сфере экономики и права, кандидату экономических наук, аудитору и руководителю компании «Аудит, консалтинг и право+».

Предлагаем внимательно ознакомиться с содержанием её рекомендаций и, как всегда, ждём ваших откликов и предложений.

Новикова Инна Юрьевна,

аудитор, к.э.н., управляющий партнер ООО «Аудит, консалтинг и право+»

1. Необходимо ли заранее готовиться к вступлению в силу нового закона от 30.11.2024 N 427-ФЗ “О частной охранной деятельности”?

Безусловно, да. Нельзя ждать вступления закона в силу, не изучая его.

Меняется даже понятийный аппарат. Изменяются виды оказываемых охранных услуг. Расширяются виды деятельности. Статьей 6 Федерального закона от 30.11.2024 N 427-ФЗ “О частной охранной деятельности” (далее Федеральный закон) определены дополнительные виды деятельности, которые может осуществлять частная охранная организация. Следовательно, необходимо заранее определить расширенные горизонты услуг.

Федеральным законом предусмотрено, что ранее выданные лицензии на осуществление частной охранной деятельности продолжают действовать при условии соответствия лицензиата лицензионным требованиям, действовавшим при ее предоставлении, либо при внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности. Однако как это будет осуществлено, если внесение изменений в реестр лицензий, выданных до дня вступления в силу Федерального закона, осуществляется при условии соответствия лицензиата требованиям, установленным Федеральным законом? Организациям по видам услуг придется вносить изменения в Устав. У ЧОО есть год!

Частной охранной организации разрешается оказывать охранные услуги, указанные в предоставленной ей лицензии, до истечения одного года со дня вступления в силу Федерального закона при наличии договора, заключенного с заказчиком до дня вступления в силу Федерального закона.

Рекомендуем в августе 2026 года перезаключить договоры на охранные услуги.

2.Что меняется в ЧОО для оказания дополнительных услуг?

По каждому виду дополнительных услуг необходимо определиться с профессиями будущих работников, объемом услуг у новых клиентов (следовательно, заранее позаботится, будете ли давать рекламу). Составить (рассчитать) предварительное штатное расписание. Рассчитать бизнес-план, чтобы понять, стоит ли создавать себе головную боль. Позднее придется позаботиться о должностных обязанностях, внесении изменения в локальные акты и создать новые.

Как правило, при освоении новых видов услуг, появляется много дополнительных проверок со стороны контролирующих органов. Следовательно, необходимо заранее предусмотреть риски.

Поэтому, прежде чем вписывать виды деятельности в Устав, следует их основательно проработать.

Частным охранным организациям разрешается осуществление следующих дополнительных видов деятельности при наличии соответствующих лицензии, свидетельства, разрешения либо аккредитации на их осуществление (при необходимости получения таких лицензии, свидетельства, разрешения либо аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации):

1) Консультации и подготовка рекомендаций по защите от противоправных посягательств;

2) Осуществление на охраняемом объекте функций по учету поступающих, складируемых и реализуемых продукции и (или) иных материальных ценностей.

Что имеется в виду? Эти функции частично могут быть переданы охраннику, но тогда повышается ответственность ЧОО;

3) Транспортировка (перевозка) охраняемых объектов и (или) охраняемых лиц. 

Что меняется? В действующем законе данный вид услуг включает охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке). То есть в новом законе разрешено охранять и перевозить на собственном транспорте. Это легализует нынешнюю практику перевозки охранными организациями «денежных знаков» в «арендованных» броневиках. В расширенном понимании разрешена перевозка с охраной. Данный вид услуг экономически обосновывает наличие транспорта на балансе организации с точки зрения налогообложения. Однако, проявляя осмотрительность, не стоит иметь транспорт на балансе, реальнее арендовать его;

4) Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для ЧОО является как новым, так и уже известным видом деятельности. Деятельность в области пожарной безопасности: МЧС сообщило, кому необходимо подтвердить соответствие лицензии. Раз в 3 года со дня выдачи лицензии на работы в области пожарной безопасности нужно подтверждать соответствие хозяйствующего субъекта лицензионным требованиям, напомнило ведомство. В 2025 году в данной сфере нет особенностей при лицензировании, как это было раньше. Значит, сроки подтверждения не переносятся, и оно не считается пройденным автоматически. 

Те, кто получил лицензии в 2004, 2007, 2010, 2013, 2016, 2019 и 2022 годах, должны подать заявление о подтверждении в территориальный орган МЧС в регионе по адресу местонахождения лицензиата из единого реестра лицензий. Это нужно сделать в текущем году до наступления срока, в течение которого необходимо пройти подтверждение. Если нарушить процедуру, лицензию могут приостановить.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО от 24 декабря 2024 г. N М-АМ-281

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Согласно части 4 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” и части 2 статьи 19.3 Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям (далее – периодическое подтверждение) проводится каждые три года со дня предоставления лицензии.

Учитывая изложенное, а также отсутствие в 2025 г. особенностей при лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353, лицензиаты, лицензии которым предоставлены в 2004, 2007, 2010, 2013, 2016, 2019, 2022 гг., должны подать заявление о периодическом подтверждении в течение 2025 г. (до наступления срока прохождения указанной процедуры).

Одновременно сообщается, что заявление о периодичном подтверждении подается в территориальный орган МЧС России, расположенный в субъекте Российской Федерации по адресу местонахождения лицензиата, согласно единому реестру учета лицензий.

В целях исключения случаев необоснованного приостановления действия лицензий прошу довести данную информацию до сведений сотрудников вверенных подразделений, а также лицензиатов, зарегистрированных в соответствующем субъекте Российской Федерации.

генерал-полковник

внутренней службы

А.М.СУПРУНОВСКИЙ

5) Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

6) Проведение аварийно-спасательных работ на нештатной основе. Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 (ред. от 23.12.2022) “Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований” (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 N 7383).

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2022, N 29, ст. 5315), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2022, N 29, ст. 5315) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. (в ред. Приказа МЧС России от 23.12.2022 N 1307)

7) Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случаев, если эти источники используются в медицинской деятельности) при осуществлении частной охранной деятельности. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 18.03.2023) “О радиационной безопасности населения”.

Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии.

8) Использование при осуществлении частной охранной деятельности беспилотных аппаратов. Письмо Росгвардии от 17.11.2023 N 1/13408 “О реализации Плана мероприятий” (вместе с “Методическими рекомендациями по порядку принятия решений о противодействии беспилотным аппаратам на объектах, охраняемых частными охранными организациями”).

В соответствии с названным подпунктом Плана мероприятий Росгвардией разработаны методические рекомендации по порядку принятия решений о противодействии беспилотным воздушным судам на объектах, подлежащих охране подразделениями частных охранных организаций.

9) Обследование помещений охраняемых объектов на предмет наличия технических каналов утечки информации и специальная предварительная их проверка на предмет санитарно-гигиенической и токсико-экологической безопасности;

10) Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны на охраняемых объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

11) Патриотическое воспитание, в том числе популяризация службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, правоохранительных органах;

12) Проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Частной охранной организации также разрешается сдача в аренду свободного от эксплуатации при осуществлении частной охранной деятельности имущества, в том числе технических средств охраны и специальных средств, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Частная охранная организация вправе арендовать необходимое для осуществления частной охранной деятельности имущество, в том числе технические средства охраны и специальные средства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Есть и ограничения, на которые следует обратить внимание при составлении бизнес-плана.

Фото: milawyersweekly.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *