Лица

Константин Фирсов: «ЧОПы-демпингеры наносят существенный ущерб экономике области и дискредитируют частную охранную отрасль в Самарском регионе»

Фирсов Константин Владимирович,

генеральный директор ОСБ «Вымпел»

Хочу отметить сразу несколько ключевых моментов: политическая обстановка в регионе, выполнение законодательных актов, профессионализм со стороны охранного сообщества. В настоящее время Самарский регион находится на пути серьезных политических изменений, смена руководителя региона и практическая замена всего правительства Самарской области, силовой блок тоже претерпел значительные изменения, поэтому уходящая команда не была заинтересована в тесном сотрудничестве с охранным сообществом, поскольку преследовала свои задачи. Надеемся, что новая команда во главе с новым руководителем региона Федорищевым Вячеславом Андреевичем, обратит внимание на отрасль охраны и мы вместе добьемся положительных результатов.

Охранная отрасль продолжает играть серьезную роль в регионе. По состоянию на сентябрь 2024 года на территории Самарской области зарегистрировано 342 частных охранных организаций, общее количество охранников составляет 13473, под охранной находится 31978 объектов. Из 342 ЧОО, ГБР имеют 164, силами которых охраняется 21649 объектов (пультовой охраны).

Первая проблема. Сегодня на рынке частных охранных услуг, в первую очередь в сфере государственных закупок, сформировались группы профессиональных демпингеров, пытающихся захватить рынок государственного заказа и снижающих начальную максимальную цену контракта на 40-60%.

Анализ рынка закупок охранных услуг за 2022-2023 год. За 2022 год нами проанализировано 250 контрактов на сумму 450 млн рублей, 78% (195 контрактов) было заключено со снижением НМЦК более чем на 25%, средний процент снижения НМЦК составил 52%. За 2023 год проанализировано 630 контрактов на общую сумму 1 млрд 380 млн, и снова 64,7% (407 контрактов) на общую сумму 838 млн. заключено с организациями допустившими снижение НМЦК более чем на 25%, средний процент снижения НМЦК составил 56%. Такой процент падения обусловлен, в первую очередь, использованием муниципальным заказчиком закупки в форме электронных аукционов.

Вторая проблема. Системное равнодушие к качеству оказываемых охранных услуг Заказчиком. Экспертизы оказываемых услуг, во многих случаях, проводятся формально, просто подписываются акты, которые затем и выкладываются в ЕИС.

Жуликов от охраны интересует только нажива, а на охрану как надлежащую услугу и профессию им наплевать. Обрушивая расценки на конкурсах, эти организации не способны обеспечивать охрану объектов сколь-нибудь приемлемого уровня.

Третья проблема. Постоянное снижение расценок приводит в свою очередь к «серым зарплатным схемам», неуплате установленных законом налогов и сборов, использованию персонала без соответствующей квалификации и статуса частного охранника. Бюджет недополучает с собственных денег, потраченных на закупку охранных услуг, положенных отчислений в социальные фонды и иных налоговых отчислений.

Четвертая проблема. Добросовестные руководители охранных предприятий обращают внимание на тот факт, что в частной охране расходы на труд составляют до 75%. Учитывая нагрузку на фонд оплаты труда, исполнение обязанности по уплате НДС, когда фактически входной НДС в человекоемких отраслях стремится к нулю, ведет к убыточности деятельности, препятствует расширению бизнеса путем трудоустройства новых работников или приводит к теневой занятости. Как следствие, для сохранения бизнеса субъекты вынуждены прибегать к различным способам оптимизации, «дроблению бизнеса».

Пятая проблема. С учетом повышения уровня угроз, связанных с проведением СВО, возросло число объектов, в отношении которых установлены требования в части антитеррористической защищенности. Однако продолжает иметь место проведение торгов, когда начальная цена ниже, чем рекомендованная 45-ым приказом Росгвардии.

Поэтому наметилась тенденция отказа ЧОПов от охраны объектов госзаказа, так как они не могут предложить достойную заработную плату, и тем самым удержать на важнейших социальных объектах квалифицированные кадры, которых сегодня все меньше, в связи с повсеместным кадровым голодом.

Фото: avatars.mds.yandex.net

Вот несколько примеров. Мнимая экономия бюджетных средств приводит к тому, что государственный и муниципальный бюджеты, на самом деле недополучают налоги и сборы в размерах гораздо больше сэкономленных средств. В связи с этим, считаем, что необходимы новые пояснения МинФина, в которых заказчику разъяснялось бы, что нельзя потратить денег больше, чем определено бюджетом, но и снижать стоимость человеко-часа, рассчитанного по Приказу № 45 никто не имеет права.

Понимая основные проблемы отрасли, можно констатировать, что частная охранная отрасль со своей стороны готова организовать работу и создать механизмы саморегулирования отрасли, направленные на ее самоочищение.

На сегодняшний день на рынке охранных услуг в Самарском регионе прогрессирует тенденция заключения контрактов государственными и муниципальными заказчиками (далее – заказчики) по итогам закупочных процедур с частными охранными организациями (далее – ЧОО), имеющие все признаки недобросовестных поставщиков охранных услуг (компании-демпингеры). В большинстве случаев, торги проводятся заказчиками в форме упрощенной закупочной процедуры – электронного аукциона. В результате торги выигрываются не по качеству предоставляемых услуг, а по наименьшей стоимости.

Согласно официальной статистике и аналитических данных ФКЦ Самара отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности – 48 подобных компаний являются иногородними (зарегистрированы на территории другого региона).

Основной способ получения государственных и муниципальных контрактов, указанных ЧОО – снижение стартовой цены на торгах ниже остальных участников закупки, то есть демпинг; основная цель – захват рынка охранных услуг в регионах РФ и получение неконтролируемой прибыли («принцип массовости» – создание (приобретение) многочисленных юридических лиц с лицензией на осуществление охранной деятельности при непосредственном управлении 1-го или 2-х теневых бенефициаров; как правило, единый центр управления ЧОО дислоцируется в другом субъекте РФ).

Данная мошенническая схема очень проста и удобна и позволяет, с учетом имеющихся пробелов в законодательстве, получать государственные и муниципальные контракты, не имея каких-либо материальных ресурсов, а в дальнейшем «зарабатывать» на бюджете различных субъектов РФ.

Если рассматривать такое понятие, как демпинг, то оно уместно лишь в случае фиксированного снижения первоначальной цены до критического уровня, например, на 25% и более. Все остальное считается торгами.

Для информации: в 2024 году по Самарской области стоимость (НМЦК) 1-го круглосуточного поста в составе 1-го охранника в час составляет – 322,93 рублей, 1-го 12 часового поста – 446,37 рублей, 1-го 8 часового поста – 492,36 рублей. По факту установление неоправданной стоимости охранных услуг может не позволить ЧОО при исполнении контракта выплачивать заработную плату охранникам на уровне МРОТ, что говорит о возможном систематическом нарушении охранным предприятием трудового, налогового и профильного законодательства (нарушение лицензионных требований), и в последствии, ведет к падению качества оказываемых услуг ЧОО и снижению безопасности охраняемых объектов.

Какой напрашивается вывод?

По итогам проведенного анализа рынка охранных услуг в Самарской области, можно уверенно констатировать тот факт, что на сегодняшний день основные проблемы: демпинг и низкое качество услуг охраны на объектах заказчиков – кроются в отсутствии внутреннего и внешнего контроля, и без поддержки региональных (муниципальных) органов власти, контрольно-надзорных и правоохранительных структур – данные проблемы не решить.

По причине демпинга самарские ЧОО поставлены в такие условия, что практически любое снижение объявленной стоимости закупки приводит к автоматическому нарушению норм, определенных законом. К примеру, если час работы охранника по результатам торгов будет стоить 150 руб. вместо расчетных 391, то, естественно, охранное предприятие будет вынуждено не выплачивать социальный пакет, утаивать часть налоговых платежей и тем самым нарушать законодательство. Как в таких условия выжить?

Надо окончательно признать, что ЧОПы-демпингеры наносят существенный ущерб экономике области и дискредитируют частную охранную отрасль в Самарском регионе.

В настоящее время проводятся торги по охране образовательных учреждений, в которых НМЦК составляет 300, 270, 280 рублей, но в окончательном варианте снижается до 150-130 рублей, что вынуждает руководителей охранных структур заключать договора, которые не позволят должным образом обеспечить безопасность в муниципальных образовательных и детских дошкольных учреждениях. Такие случаи зафиксированы в г. Самаре, Кинельском и Волжском районах и др.

Естественно, возникает вопрос: существует ли в самарском регионе благоприятный климат для субъектов предпринимательской деятельности в части сегмента рынка охранных услуг? Ответ напрашивается сам собой – на сегодняшний день такого климата нет, он просто не может быть благоприятным по определению.

Будем надеется, что органы региональной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорные и правоохранительные структуры в Самарской области проникнутся данными проблемами и перейдут к системным изменениям в сфере обеспечения безопасности государственных и муниципальных объектов.

Фото: skadsecurity.ru

Мнение редакции «О закупках охранных услуг по контрактам для нужд социальных объектов»

Данная тема является хронически больной, о которой мы и другие неравнодушные представители охранного дела уже много лет пишем, обсуждаем, обращаемся. Однако, как говорят, «а воз и ныне там». 

Вместо того, чтобы органы власти, прежде всего регионального уровня, признали свою крайнюю неосмотрительность в подходе к такому вопросу, как безопасность детей и приступили к коренной перестройке всего процесса подготовки и организации закупок, осуществления контроля за качеством предоставляемых охранных услуг и, наконец, стали принципиально спрашивать, с привлечением к ответственности тех, кто имеет к этой работе отношение, продолжают ссылаться на два основных обстоятельства (аргумента):

1. О невозможности выделять необходимые средства на охрану, так как ограничены бюджетом;

 2. Раз есть такие ЧОО, готовые идти на снижение стоимости ниже НМЦК, определенной приказом 45 Росгвардии, то мы здесь ни при чем, всё в рамках норм и правил действующих НПА.

Такие аргументы в нынешних условиях, когда идёт речь о гибридной войне Запада против нас, уже не могут и не должны быть оправданием. Неужели ежегодные трагедии в образовательных учреждениях не учат нас ничему, в первую очередь тех, кто этой работой занимается во власти? Или для некоторых должностных лиц это просто статистика о гибели детей? Или нужно, чтобы такое случилось (не дай бог) с их близкими, только тогда?

 Очень хочется верить в сознательность наших представителей власти и правоохранительных органов.

А теперь о том, что можно уже сейчас безотлагательно начать в такой работе, но для этого вернемся к тем же аргументам, которые были названы выше и рассмотрим возможные варианты их решения.

Если есть бюджет, в рамках которого можно выставить только два поста, вместо, например, необходимых четырех, проводите конкурс на два. Тогда вы будете уверены, что выполнили условия, чтобы охрану школы могла осуществлять лучшая ЧОО. А остальное – думайте и ищите, чем и как обеспечить.

Если выигрывает ЧОО, выставляя цены ниже НМЦК, прежде чем подписать с ним контракт проверьте, имеет ли она то, о чем заявила в своих документах на участие в закупках и как будет выполнять всё то, что предписано законодательством. Только после этого заключайте контракт и не менее важно обеспечить в дальнейшем надлежащий контроль за качеством предоставляемых охранных услуг.

Самое важное. Обратитесь к многолетнему положительному опыту работы СРО «Школа без опасности» с Правительством Москвы по охране школ и не только. Здесь вы найдете ответы на многие вопросы в этом не простом, но большом и нужном деле – обеспечение безопасности наших детей!

По этому вопросу можно обратиться в Союз СРО НСБ (e-mail: info@sojuz-sro-nsb.ru).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *