Новости

Итоги 2023 года для малого и среднего предпринимательства (МСП)

Во второй раз за восемнадцать лет написания Итогов я решил сделать их максимально короткими. Это не означает, что проблем у предпринимателей стало меньше. Просто хотелось внести свой вклад в консолидацию нашего общества и предпринимательского сообщества, в частности. Удалось ли это?

Илья Хандриков,

эксперт по предпринимательству, эксперт Национального Антикоррупционного Комитета (НАК)

Многие годы, будучи не только экспертом по предпринимательству, но и экспертом Национального Антикоррупционного Комитета (НАК), я имел в руках достаточно острый инструмент воздействия на наших коррупционеров, но сегодня цена влияния этого инструмента возросла многократно. Приведу самый яркий пример из современной истории, когда к руководству Германии приходит коррупционер, попавший на крючок управляющей всем западным миром системы. Результат для Германии трагический – полностью контролируемый лидер вынужден отказаться от защиты суверенитета своей страны.

В условиях военных действий, когда России противостоят 54 страны мира, необходимо ответственно подходить к освещению некоторых острых вопросов, способных спровоцировать экстремистские силы на раскол общества. При всем этом невозможно умалчивать о ситуации в миграционной сфере, где интересы строительных и торговых компаний, при «благосклонности» представителей миграционных структур, становятся выше государственной безопасности.

Количество субъектов МСП за 2023 год (на декабрь) увеличилось почти на 6%, при сокращении численности работающих на 0,7%. Структура МСП: микропредприятия – 96,16%, малые предприятия – 3,54%, средние предприятия – 0,3%. Следует отметить, что 61,52% субъектов МСП являются индивидуальными предприятиями и только 38,48% – юридические лица. По видам деятельности: 36% компаний – торговля; 20% – транспорт; 10% – инжиниринг, технологии и недвижимость; строительство 9%; обрабатывающие производства – 8%; IT – 7%; прочие виды услуг.

Бизнес постепенно преодолевает вопросы, связанные с логистикой и последствиями санкций, а также возрастанием экономической стабильности и деловой активности в стране, что подтверждается показателями роста ВВП. Рост числа МСП также связан с уходом многих зарубежных компаний и брендов.

Эксперты предполагают, что причиной роста МСП может быть дробление крупных компаний с целью уменьшения санкционных рисков. Число самозанятых впервые достигло 9 млн человек, правда по 2022 году – 30% зарегистрированных имеют нулевой доход.

«Государственное управление сегодня, по ощущениям – словно происходит нажатие одновременно и на газ, и на тормоз. Правительство многое сделало, в результате мы не сломались, быстро нашли выход, но некоторые из решений – экспортный налог, ставка ЦБ – просто останавливают тот тренд на рост, который мы все видели», – бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Известно, что одной из серьезнейших проблем для развития производственного бизнеса являются квалифицированные кадры. По заявлению главы Центрального банка, это послужило одной из причин повышения ключевой ставки. В условиях дефицита кадров, работодатель, способный заплатить больше потенциальному работнику, получает преимущество перед конкурентами. Будучи руководителем отраслевой ассоциации, я добивался от всех участников рынка, входящих в сообщество, подписания документа, который запрещал переманивать специалистов одного предприятия к другому.

Министерство экономического развития зафиксировало чрезмерное количество охранников и бухгалтеров, снижающих, по его мнению, производительность труда в России. Возникает проблема с привлечением трудовых ресурсов из других стран, в частности средней Азии, которые кроме пользы по возмещению вакантных должностей, приносят немало проблем в обществе своим поведением и отношением к окружающим гражданам страны. В связи с этим, могут ли кадры из Северной Кореи, гораздо лучше подготовленные, заменить мигрантов из Средней Азии?

Теперь относительно «борьбы» с бухгалтерами: «Весь 2023 год внедряли и на нас отлаживали свой очередной эксперимент по глобальной цифровизации. Нам обещали, что все станет лучше, что нам будет легче формировать отчеты и платить налоги. И даже намекали, что профессия ‘бухгалтер’ скоро исчезнет. Не потому, что бухгалтеры не выдержат все эти новшества “улучшенной жизни”, а потому что их заменит искусственный интеллект».

Специалисты утверждают, что реформа — это когда было плохо, а стало хорошо. Соответственно возникает вопрос: кому стало хорошо?

Второй, не менее важной проблемой большинства отечественных компаний является доступ к льготным кредитным ресурсам. Недавно я с интересом слушал доклад на третьем ежегодном форуме бизнес-омбудсмена Москвы, где было продемонстрировано несколько таблиц с прекрасными возможностями улучшения финансовых условий развития московских компаний. Это правда, но еще одной, не озвученной правдой, является невозможность участия большого числа предпринимателей, чьи показатели не соответствуют требованиям банков, гарантийных фондов и других институтов. В результате невозможность получения льготного кредита приводит к невозможности получения и обычного кредита. Увеличение ключевой ставки приводит к сокращению возможности получения кредитов для бизнеса вдвое. На этом фоне не удивительно, что предприниматели не спешат расширять свой бизнес.

«Финансовая политика не может оставаться неизменной. Инвестиции в основной капитал за год выросли и достигли 20 триллионов рублей, но их источники остаются прежними: 57,5% – собственные средства предприятий, 17,3% – бюджет, и лишь 9,2% – банковские кредиты. Про прямые иностранные инвестиции говорить не стоит – всего 0,1%. Инвестиций за год стало больше на 10%, но для по-настоящему серьезного рывка нужно гораздо больше», – Борис Титов.

Тема банков в России – особенная. В отличие от Запада, где банк, являясь частью финансовой системы («центр прибыли»), вкладывает в проекты, у нас, получая деньги, банк их выводит. Другими словами, банковская сфера в России больше выделительная, чем созидательная. И как говорит Михаил Хазин: «Банк – это главный враг производственного предприятия!» Переломить ситуацию с помощью вводимых государством программ льготного кредитования, грантов и других инструментов невозможно. Про гранты с традиционной из моего прошлого системой откатов (до 90% сумм) лучше промолчать.

Положительным примером может стать принятое решение о том, что Внешэкономбанк будет выдавать поручительства и гарантии под контракты предприятиям станкостроения, на что выделено 3 млрд рублей. Эта мера поддержки позволит нарастить производственные мощности и объемы выпускаемой продукции, но только лишь в узком секторе экономики.

Уровень платежеспособного спроса. Поскольку клиентами МСП в основном является население России, где последние десять лет шел экономический спад, покупательная способность снижалась, поэтому малые предприятия были ограничены в развитии. И только в первой половине прошлого года начался экономический рост, связанный с огромными инвестициями в реальный сектор, в том числе в оборонно-промышленный комплекс. Однако в производство товаров широкого потребления инвестиции пока не идут, поэтому активного развития не ожидается.

В 2023 году эксперты прогнозировали рост доходов населения около 3%. Хорошая тенденция. Будет ли достаточно этого для полноценного развития бизнеса? Тем более, что в России 20 млн граждан имеют доходы ниже границы бедности, а ещё 20 млн – неплательщики по потребительским кредитам. Это опасное состояние, из которого надо выходить. Есть и положительная новость: в топ-100 богатейших людей мира попали 25 россиян.

Проверки бизнеса. Важным достижением является исследование Центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности (ЦСР), которое показывает снижение издержек бизнеса от контроля в десять раз за последние пять лет, что составляет 35 млрд рублей. Например, в Москве пик проверок был в 2019 году – 1,5 млн, а за 10 месяцев 2023 года 280 тысяч проверок. В марте 2023 года мораторий на проверки продлен до 2030 года.

Не один год предприниматели, говоря о безопасности бизнеса, ставили на первое место угрозы со стороны представителей силовых структур. На эту тему достаточно много материалов (в том числе моих). Та самая «третья сила», получившая колоссальные возможности с приходом в двухтысячном году Владимира Путина, и установившая за два десятилетия мирной жизни контроль за бизнес-процессами в ряде сфер предпринимательской деятельности. Однако в связи с началом СВО, вынуждена была полностью вернуться к своим прямым обязанностям – безопасности страны. Есть твердая уверенность, что эта ситуация положительным образом повлияет на развитие бизнеса, и надежда на невозврат к прошлому по окончании СВО.

Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству России совместно с Генпрокуратурой и МВД законодательно отменить привлечение к административной ответственности предпринимателей сотрудниками полиции. Срок исполнения поручения был установлен на 1 октября 2023 года. Судьба проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» мне неизвестна. Для справки, в настоящее время органы внутренних дел (полиции) уполномочены возбуждать и рассматривать дела по 663 составам административных правонарушений. В июне Президентом был подписал Закон, согласно которому для бизнесменов суды приоритетно должны применять не арест, а иные меры пресечения, что является благоприятным условием для развития предпринимательства.

Основные жалобы предпринимателей в адрес института омбудсмена выглядят следующим образом: 14% – нарушения при государственных и муниципальных закупках, на задержку с оплатой поставленных государству товаров; 17% – несовершенство законодательства и предложения его изменить (реклама, ювелиры и др.); 13% – земельные и имущественные отношения; 7 % – налоговые проверки; 6% – решения судов; 22% – разное.

Предприниматели настоятельно просят обратить внимание на налоговый контроль. «Бизнесмен сегодня может стать нарушителем по недосмотру: очень много требований, за которыми сложно уследить, а профилактических визитов стало больше в разы. Сейчас практически каждый 20-й предприниматель жалуется на органы КНД», – заявил представитель омбудсмена.

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин предложил рассмотреть инициативу о введении обязательных отчислений для организаций и компаний за использование зарубежного программного обеспечения до момента перехода на отечественные решения. Половина от суммы полученных отчислений может пойти на грантовую поддержку российских IT-компаний, а другая ее часть — на формирование залоговой массы для их льготного кредитования. Когда в двухтысячные годы, с помощью коррумпированных силовиков, Майкрософт пытался навести свои порядки на программном рынке России — это была одна правда. Теперь — другая. А каково нашему бизнесу от перестановки мест слагаемых?

На Петербургском экономическом форуме Президент страны поручил АСИ создать модель целевых условий для ведения бизнеса на национальном уровне, аналогичные рейтингу Всемирного банка «Doing Business», позволяющая продолжить работу по снижению административного давления на предпринимателей. Также Путин В.В. попросил активизировать работу над таким инструментом, как трансформация делового климата — системный проект по формированию дружественной и благоприятной среды для предпринимательства во всех регионах страны.

А что ещё нужно, чтобы жизнь предпринимателей наладилась?

Р.S.

По заказу одного издания в начале мая написал статью «ДЕНЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 2023 – “НАДЕЖДА ЕЩЁ ЕСТЬ”», но ее не опубликовали, потому что заканчивалась она фразой: «Не стоит нашей законодательной и исполнительной власти затягивать с вопросом более справедливого распределения ресурсов в интересах повышения благосостояния российских граждан. Когда-то ведь вернутся с войны ветераны и спросят по полной, а достойного ответа пока нет и не видно…» Как бы хотелось, чтобы наши помыслы в ближайшие годы реализовались.