Опрос
На данный момент существует начальная максимальная цена контракта (НМЦК) на услуги охраны. Считаете ли Вы целесообразным введение минимально-допустимой цены контракта (МДЦК) на охранные услуги?

ПРАВА ОХРАННИКА НА ОБОРОНУ

Денис КУЧЕРЕНКО, адвокат Самаркой коллегии адвокатов Павла Астахова

31 мая 2022 г. Пленум Верховного суда РФ принял постановление № 11, положения которого дополнили Постановление от 27 сентября 2012 года № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

Указанные изменения подготовлены во исполнение поручений президента РФ В.В. Путина по итогам встречи с правозащитниками на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

Постановление дополнено примерами, в которых защита была осуществлена при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии реальной угрозы совершения общественно опасного посягательства, а действия оборонявшегося лица непосредственно предшествовали такому посягательству и были направлены на его предотвращение (например, посягающее лицо высказывало угрозу немедленного применения насилия в условиях, при которых у оборонявшегося лица имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, направляло в сторону оборонявшегося лица оружие, что свидетельствовало о намерении посягающего лица применить это оружие непосредственно на месте посягательства).

Пункт 9 Постановления от 27 сентября 2012 года № 19 ранее изложенный в следующей редакции: «Не признается находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т. п.). Содеянное в этих случаях квалифицируется на общих основаниях», дополнен положениями о том, что: «Вместе с тем не могут признаваться провокацией нападения правомерные действия лица, в том числе направленные на пресечение нарушения общественного порядка».

Именно указанные положения направлены на дополнительную защиту органов правопорядка и уполномоченных сотрудников (включая сотрудников ЧОП и охраны) в их профессиональной или трудовой деятельности.

Виды охранных и сыскных услуг регулируются положениями Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о ЧОД).

Статьей 3 указанного закона определено, что в целях охраны разрешается предоставление, в частности, следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

3) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

4) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;

5) оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях.

Также следует отметить, что в ст. 12 Закона о ЧОД предусмотрено, что лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения, при условии, что оно будет незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

При этом, в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право, помимо прочего, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Важно обратить внимание на то, что охранники ЧОП могут осуществлять только фактическое задержание. Это физическое удержание (захват), ограничивающее свободу передвижения лица при пресечении преступления (правонарушения) на месте его совершения или в ходе его преследования после совершения противоправного действия, для доставления в органы внутренних дел. И при этом задержании частный охранник не имеет права представляться сотрудником правоохранительных органов; проводить оперативно-следственные мероприятия: допрос, досмотр; прибегать к действиям, посягающим на конституционные права и свободы граждан, а также ставящие под угрозу их жизнь и здоровье (ст. 7 и 12 Закона о ЧОД).

При этом если охранник произвел задержание без достаточных оснований и без вызова сотрудников полиции, закрыл задержанного в каком-либо помещении и произвел личный досмотр, то это с высокой долей вероятности будет квалифицироваться как превышение полномочий и незаконное лишение свободы гражданина, с последствиями, грозящими охраннику уголовным преследованием.

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ОХРАННИК ОБЯЗАН:

— предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении силы и оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

— стремиться, в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

— обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о произошедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности (ст. 16 Закона о ЧОД).

ТАКИМ ОБРАЗОМ, УКАЗАННОЕ ВЫШЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПРИЙТИ К СЛЕДУЮЩИМ ВЫВОДАМ:

  • Каждый конкретный случай применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является уникальным и рассматривается отдельно в зависимости от степени опасности противоправного посягательства.
  • В обязательном порядке учитываются вся совокупность действий, как нарушителя общественного порядка, так и охранника, включая обязательные предупредительные действия, предусмотренные положениями закона о ЧОД.
  • Выясняется, насколько применение силы соразмерно сопротивлению и общественной опасности действий нарушителя.
  • Учитываются материалы видеосъемки, которая ведется на объектах охраны, и показания группы свидетелей, ставших очевидцами как попытки, подготовки или совершения правонарушения, так и действий по его предотвращению.
  • Учитывается оперативность действий охранника, последовавших за фактическим задержанием (оповещение органов здравоохранения и внутренних дел, территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности).

При условии соблюдения всех указанных выше требований действия охранника будут признаны соразмерными и необходимым, и вопрос о превышении пределов необходимой обороны в принципе не возникнет.

В иных же случаях несоблюдение порядка задержания, связанное с правилами применения оружия и специальных средств, наказывается в соответствии со ст. 20.12 и ст. 20.13 КоАП РФ. Превышение охранником полномочий при выполнении должностных обязанностей, совершенное с применением насилия или угрозой его применения, либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, наказывается в соответствии со ст. 203 УК РФ (при этом, угрозой насилия может считаться любое практическое или психическое воздействие, свидетельствующее о намерении применить это насилие). Незаконное лишение свободы, связанное с превышением полномочий охранником при задержании, наказывается в соответствии со ст. 127 УК РФ. Кроме того, необходимо учитывать возможность привлечения к ответственности и возмещению имущественного или иного вреда (ст. 1067 ГК РФ).

 

Дата публикации: 11.08.2022