Эксперты

Зачем и как создаются институты? (продолжение)

Александр Юрченкопрофессор, директор Института проблем безопасности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

В первом разделе этой статьи я подробно и откровенно рассказал о том, как был создан и как развивался Институт проблем безопасности НИУ ВШЭ, завершив описанием майнора «Безопасность предпринимательской деятельности». Для работодателей нужно подчеркнуть, что все четыре дисциплины этого майнора включены в прилагаемый к диплому список экзаменов по дисциплинам, которые освоил выпускник в процессе обучения в вузе. Дополнительно, тем студентам, которые обучались на нашем майноре на «отлично» (это оценки от 8 до 10 баллов), мы от имени института выдаем специальные сертификаты, в которых указано, какие компетенции освоил каждый студент. Всего обучение на майноре за первые 7 наборов прошли около 1500 будущих бакалавров.

Еще одно важное обстоятельство, в 2016 г., практически одновременно с началом майнора, коллектив авторов института выпустил в издательстве Юрайт учебник[1] под названием «Безопасность предпринимательской деятельности». Для нас было весьма важно, что рецензентами учебника по новой дисциплине выступили:

– академик РАН, доктор философских наук, профессор Геннадий Васильевич Осипов, декан Высшей школы современных социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова;

– академик РАН, доктор экономических наук, профессор Александр Дмитриевич Некипелов, декан Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова;

– доктор технических наук, профессор Владимир Васильевич Кульба, заведующий кафедрой моделирования в экономике и управлении РГГУ.

Такую поддержку на старте получает далеко не каждая авторская дисциплина, начинающая свой путь в образовании. Учебник оказался востребованным не только у студентов НИУ ВШЭ, но и в других вузах. Издательство Юрайт разместило нашу книгу, наряду с другими учебными материалами, в электронной библиотечной системе BIBLIO-ONLINE.RU. Это был важный шаг в цифровом образовании, поскольку позволил не только изучать электронную версию, но и учитывать работавших с учебником преподавателей, студентов и вузы, которые эту версию закупили. К 2019 г. цифровой версией данного издания воспользовались более 1,7 млн. студентов из 211 учебных заведений Российской Федерации и стран СНГ.

Обложка первого издания учебника в двух частях.

Наша образовательная работа в рамках данного курса продолжалась, появлялись новые факты из области бизнес-безопасности, изменялась нормативно-правовая база. Издательство Юрайт поддержало наше предложение, и в 2020 г. вышло в свет второе, дополненное и переработанное издание нашего учебника[2]. За счет детализации ряда позиций увеличился объем издания на 10 авторских листов, выросло количество практических примеров (кейсов), расширился глоссарий. Второе издание стало еще более востребованным, динамику его использования (включая работу читателей с электронной версией) очень подробно и достоверно позволяет фиксировать система, сформированная издательством. К примеру, как один из авторов названного учебника, 28 декабря 2022 г. я запросил статистику на образовательной платформе Юрайт и получил информацию о том, что к моменту запроса с цифровой версией учебника работало более 2,7 млн. студентов из 474 вузов Российской Федерации и стран СНГ. В приложении к ответу были указаны все университеты и институты, оформившие подписку на электронную версию нашей книги. География пользователей заняла практически всю территорию страны.

Обложка 2-го издания учебника, дополненного и переработанного

Перечислить все уважаемые вузы в данной публикации невозможно, да и не имеет смысла. Однако нельзя не отметить, что среди пользователей нашего учебника мы с удовольствием обнаружили такие известные университеты, как МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХИГС, РУДН им. П. Лумумбы, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский госуниверситет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЯУ «МИФИ», Балтийский ТГУ ВОЕНМЕХ им. А.Н. Косыгина, Дипломатическую академию МИД России, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Севастопольский ГУ, Камчатский ГУ им. Витуса Беринга и ряд других.  В том же приложении неожиданно для себя я увидел высшие учебные заведения силовых структур: РПА Минюста России, Казанский и Уфимский юридические институты МВД РФ, Академию государственной противопожарной службы и Академию гражданской защиты МЧС РФ, Московскую и Санкт-Петербургскую академии Следственного комитета и Университет прокуратуры РФ, Самарский институт ФСИН. Вместе с тем, это было понятно и логично – в каждом разделе учебника была самостоятельная глава под названием «Взаимодействие частных и государственных институтов» в различных сферах безопасности. Не скрою, что приятно было увидеть среди пользователей нашего учебника Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Российско-Таджикский (славянский) университет, Российскую академию адвокатуры и нотариата, Петербургский ГУ путей сообщения, Институт международных экономических связей, Санкт-Петербургский ГУ гражданской авиации и многие другие вузы.

В силу востребованности учебника, в прошлом году мы начали работу над серией учебно-методических пособий, которые должны позволить читателям учебника «Безопасность предпринимательской деятельности» выработать устойчивые методические навыки глубокого изучения среды бизнеса в интересах должной осмотрительности. Первые пособия будут посвящены изучению многообразных фактов мошенничества в различных сферах деловой активности. Надеюсь, что эти издания будут интересны не только для преподавателей и студентов вузов, но и для практических сотрудников подразделений безопасности предприятий и организаций. Преподавание на майноре, постоянное обновление учебного материала и критическое отношение к собственному учебнику показали нам, что спустя несколько лет такой работы наш коллектив ученых и практиков способен развернуть каждую главу учебника (которых в нем 45) в самостоятельную дисциплину, востребованную в образовательной среде. После долгих обсуждений наш выбор остановился на главе 11 «Деловая (конкурентная) разведка», которую мы разместили в разделе II «Экономическая безопасность предприятия». В майноре эта тема заняла 17 часов, включая лекции, практическое занятие и самостоятельную работу с литературой.

На базе названной главы мы подготовили дисциплину по выбору «Актуальные проблемы конкурентной (деловой) разведки» (140 академических часов) для студентов магистерских программ НИУ ВШЭ. Программу запустили в 2016 г. практически одновременно с майнором. Она также вызвала интерес у целевой аудитории, за состоявшиеся семь наборов на программе прошло обучение около 900 магистрантов. Сейчас мы начинаем образовательный цикл с очередным, уже восьмым набором.

Слушателей это дисциплины мы рассматриваем как людей, которые с нашей помощью усвоят и принесут в сферу своей профессиональной деятельности основные принципы информационного обеспечения принятия управленческих решений. Во время занятий с этой категорией студентов мы придерживаемся следующего плана:

  1. Теоретические и методологические основы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
  2. Конкурентная (деловая) разведка как элемент комплексной системы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, основные контуры бизнес-разведки;
  3. Экономический шпионаж, общая характеристика корпоративной системы противодействия экономическому шпионажу;
  4. Создание и организационный дизайн механизма конкурентной разведки на предприятии и в организации;
  5. Методологические основы конкурентной разведки, основные особенности разведывательного цикла;
  6. Легальные источники получения информации об юридических и физических лицах, представляющих интерес для бизнеса;
  7. Люди, как источник информации для деловой разведки, основы нетворкинга делового разведчика;
  8. Конкурентная разведка на основе ресурсов Интернета, социальные сети как важный источник легальной информации;
  9. Особенности применения бухгалтерской криминалистики в целях деловой разведки, сценарии получения финансовой информации из альтернативных информационных источников;
  10. Качество профессиональной работы делового разведчика, пути укрепления доверия пользователей к полученной разведкой информации.

С самых первых занятий мы строим обучение наших слушателей на основе существующей теории и закрепляем знания в процессе детального разбора конкретных кейсов. Одним из подобных примеров служит некомпетентное поведение одного из российских предприятий на европейском рынке хромитов, которое привело к острому конфликту с конкурентом из Африки. Как показал этот кейс, зарубежный конкурент провел детальное изучение российского предприятия, принял меры для его захвата во время процедуры приватизации, а также применил изоляционные меры, призванные помешать российскому заводу получать руду в другой стране СНГ.

Методически мы обучаем наших слушателей не только изучать ситуацию фрагментарно, но и вкладывать отдельные фрагменты в структуру среды предприятия по Ричарду Дафту[3] и структуру конкурентной среды по Майклу Портеру[4]. Эти авторы являются всемирно признанными гуру менеджмента, однако в их работах есть два существенный для нас, россиян, недостатка:

  • Они написаны на основе масштабного изучения примеров из бизнеса в США и некоторых западных стран, в которых государственное регулирование экономики до последнего времени не носило выраженного характера;
  • Обе книги написаны в стиле позитивизма, т.е. они показывают как компании должны себя вести с наибольшей пользой, что существенно отличается от принятого у нас риск-ориентированного подхода.

Однако методические схемы Дафта и Портера настолько логичны и обоснованы, что позволяет дополнять их страновыми особенностями каждого государства.


[1] Шульц В.Л., Рудченко А.Д., Юрченко А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. Учебник для академического бакалавриата. В двух частях. М.: изд. Юрайт, 2016.

[2] Шульц В.Л., Юрченко А.В., Рудченко А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. Учебник для вузов. Второе издание. М.: изд. Юрайт, 2020.

[3] Дафт Р. Менеджмент. Учебник для МВА. 10-е издание. М.-СПб.: изд. Питер, 2017 г.

[4] Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: изд. Альпина Бизнес, 2020 г.