Сухарев Алексей Григорьевич, к.ф.м.н, доцент, генеральный директор ООО ” Экспертные технологии и сертификация продукции” e-mail: sukharev.alexey@yandex.ru ORCID iD 0000-0002-4320-9264
Аннотация:
Работа содержит подробные сведения по конструкции современных тросовых механических пломб с двойным контуром запирания. Показано устройство и принцип функционирования инновационного запирающего механизма. Анализируются проблемы, связанные с обеспечением надежности и криминальной стойкости конкретных моделей таких пломб. Особое внимание уделено криминалистическим аспектам, связанным с экспертным исследованием, и возможности диагностики фактов несанкционированных воздействий с целью взлома пломбы и повторной установки на охраняемый объект.
Ключевые слова: пломба, пломбировочное устройство, тросовое запорно-пломбировочное устройство, экспертиза пломб.
На сегодняшний день в отечественном народном хозяйстве активно используются самые разнообразные номерные пломбы и пломбировочные устройства. Среди них: интеллектуальные пломбы (электронно-пломбировочные комплексы), пломбы с RFID-метками, пломбы наклейки, индикаторные пломбы и силовые механические запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) различных типов. Каждое из них является элементом системы безопасности, имеет определенную «специализацию» по своему применению и обеспечению защиты от несанкционированного доступа.
Наибольшей универсальностью обладают тросовые пломбы, которые могут устанавливаться практически на любые штатные запорные устройства охраняемого объекта. По мнению большинства разработчиков и производителей, эти пломбы достигли предела своего развития и оптимального уровня по соотношению цена-качество. В конструкцию многих из них заложены оригинальные решения, позволяющие обеспечить высокую надежность и криминальную стойкость к внешним воздействиям.
Среди тросовых пломб существует особая категория изделий, отличающаяся способом установки на охраняемый объект. Конструктивные особенности этих пломб позволяют устанавливать их на запираемые узлы с образованием двух петель. Первая из них охватывает проушины узла запирания, а вторая петля располагается в выемке корпуса, что значительно затрудняет возможность воздействия на стопорные элементы внутри корпуса. Данная конструкция была запатентована АО «СТРАЖ» в 1998 году, а затем неоднократно совершенствовалась [1-3]. Благодаря улучшению конструкции механизма запирания в целом и стопорных элементов в частности удалось практически полностью исключить неразрушающее вскрытие (взлом) пломбы воздействием на трос и манипуляциями через отверстия в корпусе.
Авторские идеи, заложенные в этих изобретениях и полезных моделях, воплотились в изделиях «Скат Универсал» и «Кобра – М», которые выпускаются в настоящее время (Рис. 1).


Рис.1. Внешний вид ЗПУ «Скат универсал» и «Кобра-М»
Конструкции этих пломб во многом схожи, поэтому рассмотрим устройство одной из них. Тросовая пломба с двойным контуром запирания «Скат Универсал» предназначена для пломбирования специализированных цистерн для перевозки сжиженных газов, кислот и других химических продуктов, а также крытых вагонов-хопперов для перевозки технического углерода. ЗПУ сертифицировано на соответствие требованиям устойчивости к несанкционированному неразрушающему криминальному вскрытию (Сертификат, выданный ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России РОСС RU.С305.Н00908).
Технические характеристики: габариты корпуса 35х28х9 мм; трос диаметром 2,2 мм имеет длину 500 мм; устойчивость к растягивающему усилию, приложенному между корпусом и тросом не менее 5 кН. Корпус пломбы имеет специальное защитное покрытие и маркировку, содержащую служебную информацию (лазерная) и индивидуальный номер (иглоударная).

Пломбировочное устройство имеет плоский корпус из алюминиевого сплава, с выполненной в нем сквозной полостью и сквозным отверстием для размещения пассивного участка каната, который зафиксирован в нем путем пластической деформации (кернения). В полости корпуса неразъемно установлена фигурная вставка (1), с образованием сквозных каналов для пропускания рабочего участка троса. В средней части фигурной вставки сформирован вырез в виде клина и посадочным местом, в котором размещаются ролик (2) и пружина сжатия (3), являющиеся основными элементами механизма запирания. На образующей поверхности ролика имеются острые зубцы особой конструкции, которые препятствуют вытягиванию и вращательно-поступательному извлечению троса из корпуса. Петля первого контура (4) – основная, она охватывает запорные элементы охраняемого объекта. Петля второго контура (5) располагается между сквозными каналами и охватывает фигурную вставку. Форма фигурной вставки и конфигурация сквозной полости корпуса позволяют тросу при полной затяжке петли разместиться в этой полости. В результате перекрывается подход к входному отверстию пломбы и исключается манипуляционные воздействия на механизм запирания (Рис. 2).
Результатом описанных выше конструктивных инноваций является высокая стойкость пломбы к неразрушающему вскрытию (взлому). Кроме того, при попытке вскрытия на внутренних поверхностях корпуса хорошо отображаются следы посторонних воздействий, указывающие на попытку снятия с целью повторной установки пломбы.
Подтверждением этого являются следы, образованные при попытках размыкания ЗПУ после имитации его установки на охраняемый объект. Применялось выкручивание и вытягивание троса, воздействие сжимающих усилий на корпус запирающего механизма с целью блокирования его подвижных деталей согласно п. 7.10.5.2 ГОСТ Р 52365-2005 Устройства пломбировочные. Требование к методикам испытаний стойкости защитных свойств и устойчивости к несанкционированному вскрытию [4]. При приложении предельных нагрузок между петлей первого контура и корпусом пломбу разомкнуть не удалось, но на внутренних поверхностях корпуса и частях запирающего механизма остались характерные следы несанкционированных воздействий. Выкручивание троса без его повреждения со стороны выходного отверстия также оказалось невозможным. Следы выкручивания на внутренних поверхностях выражены слабо, что свидетельствует о блокировке роликом троса не только при вытягивании, но и при попытках вращения (Рис. 3).

Существуют также двухконтурные механические пломбы с иными элементами запирающего механизма. Например, в ЗПУ «Сухарь», запатентованного в 2020 году используется несколько иной вид блокирующей детали [5]. Эти пломбы рекомендуются авторами для опломбирования транспортных контейнеров, цистерн, технологических ёмкостей, задвижек и запорной арматуры трубопроводного транспорта, складов и иных объектов. Они имеют алюминиевый-анодированный корпус размерами 42х34х8 мм и окрашиваются в различные цвета. Стальной трос длиной 500 мм имеет диаметр 2.5 мм, устойчивость к растягивающему усилию, приложенному между корпусом и тросом, составляет 5,3 кН. Лазерной маркировкой на корпус наносится уникальный идентификатор из восьми символов и служебная информация.
Запирающий механизм также расположен в полости корпуса и включает в себя: вкладыш (2) с посадочным местом для пружины и сухаря, сухарь (4) с посадочным местом для пружины и острым блокирующим углом и саму пружину (3). Трос пропускается через корпус дважды и в замкнутом состоянии петля второго контура (5) размещается в полости корпуса. Фиксация троса и вкладыша внутри корпуса осуществляется путем кернения (Рис. 4).
а б

С целью изучения следов, возникающих при неразрушающем вскрытии (взломе) пломбы и возможности их диагностирования, ЗПУ «Сухарь» подвергалось таким же воздействиям, что и ЗПУ «Скат Универсал». Были отмечены следующие отличия между исследуемыми пломбами:
– трос ЗПУ «Сухарь» в замкнутом состоянии допускает возможность вращения со стороны выходного отверстия (6), что позволяет продвинуть его в сторону размыкания пломбы и добиться выхода петли (5) из полости корпуса (см. рис. 4). Этот эффект обусловлен следующим обстоятельством – конструкция сухаря с острым блокирующим углом допускает деформирование троса по диаметру, превращая его из цилиндрической формы в эллиптическую. При этом контакт острого блокирующего угла с тросом можно определить как контакт «скольжения», из-за чего происходит вытягивание троса из корпуса. При этом ЗПУ превращается в обычную тросовую пломбу с одним контуром замыкания, так как открывается доступ к блокирующей детали запирающего механизма. У исследуемых образцов ЗПУ «Сухарь» диаметры отверстий были больше диаметров тросов на 0,3 – 0,5 мм. Такого зазора вполне достаточно для воздействия с помощью щупа на сухарь. Следы вращения троса отображаются на внутренней поверхности отверстия второго контура и на остром блокирующем угле сухаря. Последний перемещается по поверхности троса, не оказывая существенного сопротивления вращению, о чем свидетельствуют слабо выраженные следы (Рис. 5);
– в случае пары трос-ролик в ЗПУ «Скат универсал», проточки на поверхности ролика обеспечивают размещение прядей троса в проточке и контакт троса с роликом можно определить как контакт «заклинивания», из-за чего реализуется эффект заклинивания троса и проточка ролика при этом врезается в тело корпуса и троса. Кроме того у ЗПУ «Скат универсал» зазор между диаметром отверстия и диаметром троса не превышал 0,2 – 0,25 мм.

Анализ оперативной и экспертной практики снятия и повторной установки ЗПУ показал, что преступники часто используют конструктивные и технологические недостатки отдельных видов пломбировочных устройств и разрабатывают собственные негласные способы их вскрытия. Так, например, если в тросовых ЗПУ зазор между проходным отверстием корпуса и тросом составляет более 0,25 мм в зависимости от конструкции и диаметра троса, то это ЗПУ может быть гарантированно вскрыто. Учитывая, что в крупносерийном производстве нередко упрощаются конструкции пломбировочных устройств путём исключения ряда элементов, влияющих на защитные свойства ЗПУ, зазоры могут достигать более 0,4 мм. В результате выпускается «изделие», не соответствующее техническим требованиям и задачам пользователей [6].
Производителям следует обратить внимание на то, что в зависимости от технических особенностей конкретных моделей ЗПУ в их конструкции должны присутствовать элементы пассивной защита запирающего механизма. Для тросовых пломб с одним контуром запирания, например, такие технические решения как: двойной механизм запирания, фигурные шайбы, повторяющие внешний профиль троса, рифления блокирующих деталей и др. Для рассматриваемых в статье пломб второй контур запирания и является таким же элементом пассивной защиты запирающего механизма. Поэтому криминальные воздействия в первую очередь будут направлены на «отключение» этой защиты (сюда же относится «человеческий фактор» – незатянутая петля первого контура), а далее схема вскрытия (взлома) тросовых пломб уже давно известна.
Хочется отметить, что ЗПУ с двухконтурным замыканием и алюминиевым корпусом с экспертной точки зрения являются хорошим следовоспринимающим объектом. Следы внешних воздействий, направленные на размыкание пломбы легко обнаруживаются, а их исследование позволяет диагностировать факт снятия и повторной установки пломбы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моноблочная пломба: пат. RU 2111329 C1. № 96123657/12; заявл.19.12.1996; опубл.20.05.1998.
2. Запорно-пломбировочное устройство: Описание полезной модели к патенту RU 75683 U1. № 2008119458/22; заявл.19.05.2008; опубл.20.08.2008.
3. Пломбировочное устройство: Описание полезной модели к патенту RU 186357 U1. № 2018135540; заявл.09.10.2018; опубл.16.01.2019.
4. Пломбы механические: Справочное пособие /ЗАО ИПК «СТРАЖ» / Под общ. ред. канд. тех. наук В.В. Крылова. – М.: ИнтерКрим-пресс, 2014. – 232 с.
5. Запорно-пломбировочное устройство: Описание полезной модели к патенту RU 199135 U1. № 2020104589; заявл.02.02.2020; опубл.19.08.2020.
6. Трасология и трасологическая экспертиза : учебник / И. В. Латышов, Д. Ю. Донцов, В. В. Крылов [и др.] ; под редакцией И. В. Латышова. Волгоград : ВА МВД России, 2022. 524 с.