«ВОЖДЕЛЕТЬ НЕЛЬЗЯ ЛАТАТЬ». ГДЕ ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ?
Александр БАСИСТОВ, председатель Союза предприятий и организаций негосударственной сферы безопасности Республики Башкортостан
Контактный телефон: 8 (917)-342-60-68, e-mail: souznsbrb@yandex.ru
Уже много лет говорится, готовится и все никак не может родиться новый Закон о частной охранной деятельности. Как я уже приводил примеры ранее, за десятилетие нарождаются новые законы и правовые нормативы, а наш Закон об охране существует 30 лет и практически в своей основе в неизменном виде, хотя уже давно коренным образом изменились все условия, да и социальная структура. Заголовок этой статьи отражает настоящее положение дел, остается только один вопрос: «Где поставить запятую?»
Так что же делать — создавать новый закон или продолжать латать старые нормы, все более запутывая его и вводя в противоречия с Конституцией, нормативами и социальными требованиями. Попытаюсь привести некоторые обоснования.
ПЕРВОЕ
Созданный в 1990-е годы закон отражал действительность и отвечал на требования отдельных праведных и неправедных структур о регулировании порождающийся частной охраны, опоре госорганов на какие-то законодательные нормы, что и привело к его созданию и принятию в ускоренном виде (как говорят сведущие участники, «на коленке»). Для этого же и вводилась профессия «охранник» — служащий, хотя рабочих должностей этого профиля достаточно много. Таким образом, сразу появился из ниоткуда охранник с 4-м разрядом, а в дальнейшем он через 30 лет так же и исчезает в никуда, всю жизнь проведя в должности «охранника», непригодного к работе в любой другой структуре. Такое вычленение из общей системы безопасности выглядит, да и, безусловно, будет играть отрицательную роль, а отсутствие регулирования — негативную, что мы зачастую видим сегодня.
ВТОРОЕ
Запустив созданный все же на негативной основе механизм частной охранной деятельности и продолжая его латать, мы соотносим и негативное восприятие на сегодня, продолжая и выпячивая его отрицательные моменты в работе, в том числе зачастую недостоверно, в СМИ. Очень хорошо я это вижу, хотя и в работе вневедомственной охраны было и есть достаточное количество недостатков, однако отношение к этой структуре остается положительное, что заслужено и заработано кровью этой службы.
Можно ли негатив перевести в позитив при отсутствии желания заказчиков, а зачастую и участников-исполнителей? Явное недоверие вызывает уход ряда ЧОП в теневую область деятельности. Этому же способствует усиление надзорно-контрольной функции при полной неурегулированности организационной и экономической составляющих и даже существующих, но годами не применяющихся нормах.
Например, в свое время нам для принятия административных и социальных решений потребовалось всего два-три месяца (статья «Регионы, вперед»).
ТРЕТЬЕ
Возникает необходимость опоры на нормы, требования и начинания, которые существуют в настоящее время. Такие документы есть, и они инициированы самой Российской Федерацией, следовательно, обязавшейся их применять и исполнять.
Это прежде всего постановления Парламентской Ассамблеи ОДКБ «Об обеспечении национальной безопасности» № 11–3.1 от 30 октября 2018 года и «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» № 12–6 от 5 ноября 2019 года.
Однако имплементация их до настоящего времени не проведена, а п. 2 об использовании в работе по совершенствованию законодательства государства не применяется.
Таким образом, возникает первостепенная задача о введении в действие этих постановлений ОДКБ, которые коренным образом меняют отношение к частной охранной деятельности и к самим задачам заказчиков и участников процесса, а также надзорно-контролирующих органов.
Остановлюсь на некоторых пунктах этих постановлений более подробно. Прежде всего, принятые законы констатируют, что они регулируют общественные отношения в области обеспечения национальной безопасности государства и участие в ней негосударственных субъектов.
В постановлении № 11–3.1 2018 года (п. 5 ст. 24 «Субъекты обеспечения национальной безопасности») к негосударственным субъектам обеспечения национальной безопасности относятся:
— негосударственный (частный) нотариат;
— адвокатура;
— службы безопасности (подразделения охраны) предприятий и организаций;
— частные охранные предприятия;
— общественные организации правоохранительной направленности.
В постановлении № 12–6 2019 года уточняется, что к негосударственным субъектам обеспечения национальной безопасности относятся:
– «юридические лица (их структурные подразделения), а также физические лица (индивидуальные предприниматели), не являющиеся госорганами…» (п. 1 ст. 1);
— негосударственный (частный) нотариат (п. 2 ст. 1);
— адвокатура;
— службы безопасности (подразделения охраны) предприятий и организаций;
— охранные предприятия (организации);
— детективные организации (детективы);
— коммерческие организации, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги в области пожарной безопасности;
— коммерческие организации, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги в области информационной безопасности;
— коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств и систем безопасности;
— коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку и эксплуатационное обслуживание оружия;
— коммерческие организации, осуществляющие проектирование, производство, поставку и эксплуатационное обслуживание специальных средств защиты;
— общественные организации и объединения правоохранительной направленности;
— профессиональные союзы;
— негосударственные научные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность в интересах обеспечения национальной безопасности;
— негосударственные образовательные организации, осуществляющие обучение специалистов в области обеспечения национальной безопасности;
— граждане;
— «…могут быть отнесены иные организации (предприятия) и общественные объединения» (п. 3 ст. 1).
Определенное немаловажное значение имеет и задача (полномочия) региональных органов госуправления в области участия негосударственных субъектов в обеспечении национальной безопасности которые «…создают благоприятные условия для развития рынка товаров, работ и услуг безопасности…» (абз. 4 ст. 12 гл. 2).
Заслуживает внимания и то, что расширены направления участия негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности, такие как обеспечение реализации единой государственной политики, стабильности и поступательного развития экономики, профилактики межнациональной и межконфессиональной розни, совершенствования международного сотрудничества, а также иные направления (ст. 13).
Статья 29 предполагает участие граждан в обеспечении национальной безопасности, при этом основными функциями называются:
— исполнение воинской обязанности в соответствии с законодательством государства;
— участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне,
создании организаций и общественных объединений, содействующих укреплению обороны;
— участие на добровольных началах в защите государственной границы в пределах приграничной территории;
— участие в общественных организациях правоохранительной направленности;
— участие в обеспечении пожарной безопасности в составе добровольной пожарной охраны;
— участие в предупреждении и пресечении правонарушений;
— участие на добровольных началах в мероприятиях общественного порядка и общественной безопасности, а также в защите государственной границы в пределах приграничной территории;
— осуществление самозащиты гражданских прав.
Этот небольшой, но очень важный пункт говорит о возможности непосредственного участия граждан в построении структуры негосударственной сферы безопасности, а значит, и включении в систему самозанятых вышедших в отставку сотрудников правоохранительных структур, которые по разным причинам не хотят устраиваться в недофинансированные заказчиками частные охранные предприятия (в том числе и с низкой заработной платой), а опыт работы, связанный с безопасностью, имеют достаточно большой.
Вопросы безопасности с участием граждан зачастую возникают и в ряде других отраслей (медицинской, киберотношений, социальной, экономической и др.).
Статья 15 (гл. 4) констатирует, что основными функциями негосударственного (частного) нотариата являются обеспечение правовых условий поведения физических и юридических лиц, охрана прав участников, придание юридическим действиям участников гражданского оборота особого правового характера, обеспечение законности и правомерности, предупреждение правовых конфликтов и их урегулирования.
Статья 16 информирует, что основными функциями адвокатуры в обеспечении национальной безопасности являются охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, соблюдение и укрепление законности, информирование по правовым вопросам, представительство и защита интересов физических и юридических лиц в судах и органах власти, правовое просвещение граждан.
Статья 17 посвящена службам безопасности (подразделения охраны) предприятий и организаций, которые обеспечивают экономическую безопасность юридических лиц, состояние защищенности их имущества от противоправных посягательств и порядок в них посредством реализации правовых, организационных, технических и иных мер обеспечения безопасности.
Основными функциями служб безопасности (подразделений охраны) предприятий и организаций в обеспечении национальной безопасности являются:
— создание благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности;
— обеспечение антитеррористической, противокриминальной защиты и информационной безопасности;
— охрана имущества и порядка;
— обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;
— предупреждение и пресечение правонарушений;
— предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Статья 18 говорит об участии охранных предприятий (организаций) в обеспечении национальной безопасности
- Охранные предприятия (организации) обеспечивают состояние защищенности охраняемого имущества, жизни и здоровья охраняемых лиц, порядка от противоправных посягательств, являются неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности населенных пунктов и территорий.
- Основными функциями охранных предприятий (организаций) в обеспечении национальной безопасности являются:
— охрана имущества;
— защита жизни и здоровья охраняемых лиц;
— консультирование по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
— обеспечение общественной безопасности и охраны общественного порядка на охраняемых объектах;
— предупреждение и пресечение правонарушений;
— обеспечение антитеррористической, противокриминальной защиты и информационной безопасности.
Таким образом, государство определило дальнейшее развитие негосударственной сферы безопасности, а значит, законодательство уже сегодня должно строиться на этой основе, иначе еще не существующие разрабатываемые нормы уже будут устаревшими и латание дыр в них продолжится.
Существенно то, что в вышеуказанных постановлениях предусмотрено дальнейшее их развитие, что заставляет предполагать об объединении всех направлений и категорий носителей безопасности в единую систему НСБ, имеющую соответствующую законодательную базу, которая создана будет уже не «на коленке» а с учетом всех конституционных норм.
Ответ на заданный ранее вопрос очевиден.