Опрос
На данный момент существует начальная максимальная цена контракта (НМЦК) на услуги охраны. Считаете ли Вы целесообразным введение минимально-допустимой цены контракта (МДЦК) на охранные услуги?

В Общероссийском народном фронте обсудили проблемы охраны социальных объектов в стране

24 ноября участники круглого стола, среди которых были представители Прокуратуры РФ, Росгвардии, ФАС России, Минфин РФ, Федерального казначейства, Минпросвещения России, эксперты профессионального сообщества и отраслевых объединений очень ответственно и серьезно подошли к обсуждению острой социальной темы. Обсуждения затронули изменения законодательства, финансирование, выделяемое на услуги охраны, формирование зарплат сотрудников охранных предприятий, профессионализм, обучение и лицензирование их деятельности.

Участником дискуссии стал заместитель исполнительного директора СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик.

Координатор Бюро расследований, депутат Государственной Думы РФ Антон Гетта связал имеющиеся в отрасли проблемы с демпингом.

— Есть примеры, когда в ходе закупок снижение цены доходит до 80%. Таким образом, якобы идет экономия выделенных из бюджета средств. Но мы не получаем охрану за эту цену. Нам не нужна такая экономия. Тем более, что по поручению Президента РФ государство изыскало возможность финансирования этой задачи.

Руководитель Бюро расследований Владимир Алексеев поддержал высказанное мнение:

— Это очень странная экономия — экономия на детях и их безопасности. Кроме того, при наблюдаемых на торгах снижениях возникают вопросы к уплате налогов и возможности выплаты минимального размера оплаты труда.

Владимир Алексеев видит решение ситуации в отказе от аукционов, закупки по которым практически не имеют защиты от демпинга, и более широкому применению профессиональных стандартов. В Москве профессиональный стандарт в охране школ применяют уже несколько лет. Последовавшее улучшение качества охранных услуг отмечает регулятор, профессиональное сообщество, родительская общественность. Значительно выросло количество предотвращенных коммунальных аварий, пожаров, задержанных и переданных полиции нарушителей.

Предложение об отмене аукционов поддержал заместитель начальника отдела организации деятельности в области частной охранной деятельности УЛРР ГУ ГКиЛРР Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Алексей Белушкин:

— Мы полностью поддерживаем торговые процедуры по охране социальных объектов только в форме открытого конкурса.

Представитель Росгвардии напомнил о 45-ом приказе, который является прямым следствием поручения Президента РФ и устанавливает порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). По мнению регулятора, приказ позволит повысить эффективность планирования расходов бюджета и положительно скажется на повышения качества охраны объектов.

И.о. начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева заявила, что ФАС поддерживает инициативы, связанные с разработкой и применением профессиональных стандартов. Она также рассказала о грядущих изменениях в законодательстве. В новом году будет установлен обязательный универсальный предквалификационный отбор участников закупок при объемах свыше 20 млн рублей.

В ходе круглого стола было предложено ввести этот отбор для закупок охранных услуг вне зависимости от суммы, чтобы системно отсечь предприятия, не соответствующие установленным требованиям.

На проблему квалификации не исполнителей, а заказчиков, которые не обладают достаточной компетенцией для оценки качества представляемых услуг, в частности, в регионах, указала заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. Сложно рассчитывать, что каждая школа может разобраться с требованиями в области охраны и антитеррористической защищенности. Анна Катамадзе напомнила, что в регионах созданы уполномоченные органы по размещению заказа, и предложила рассмотреть вопрос централизации закупок.

Прокурор отдела по надзору за исполнением бюджетного законодательства Управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики ГУ по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Владислав Кучкин указал на суть обсуждаемого вопроса:

— Охрана детей — это самое главное. Поэтому, по моему мнению, на первое место встает вопрос качества охранных услуг. Мы заинтересованы, чтобы охранять школы приходили наиболее опытные, работоспособные граждане. Но если такой гражданин не получит достойный уровень зарплаты, то не задержится на этом месте. При этом в качество услуг необходимо заложить наличие в штате охранной организации в течение не менее двух-трех предыдущих лет, или какого-то иного срока определенного количества квалифицированных специалистов, обладающих опытом оказания аналогичных охранных услуг. Это позволит нам установить, что эта организация на рынке играет достаточно долгое время, что у нее неизменный состав сотрудников, которые прошли в должной степени необходимое обучение».

Заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Дмитрий Готовцев отметил, что в последнее время была проведена большая работа по повышению качества охранных услуг. Положительно он высказался о 45-ом приказе, который позволяет учитывать все расходы, необходимые для надлежащего оказания услуги. Но в то же время представитель Минфина отметил, что после появления 45-го приказа в Минфин стали поступать жалобы заказчиков на нехватку средств, хотя раньше они получали за меньшие деньги ту же самую услугу.

Однако заместитель исполнительного директора СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик возразил на это:

— Действительно, раньше охранные услуги оказывали по более низким ценам. Однако это не значит, что их оказывали хорошо. Когда происходит очередное трагическое событие, возникает вопрос: «Почему охрана была некачественной? Кто охранял? Как охранял?». Но при этом, когда начинаются закупки, на первое место выходит другой вопрос: «Сколько?». Понятно желание сэкономить. Но если думать только об экономии, то все останется по-прежнему: одни будут делать вид, что платят, другие будут делать вид, что охраняют.

Сергей Силивончик поддержал необходимость установить новое соотношение критериев оценки заявок, при котором минимум 60% отдавалось бы качественным характеристикам. Сейчас, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.03.2020 № 309, такая пропорция действует в отношении образовательных организаций. Но этого недостаточно. Соотношение должно охватить и другие группы объекты, охраняемых за счет бюджета. Тогда при проведении закупок зазор для манипуляций с ценой будет гораздо меньше.

Качество подразумевает работы по строгим стандартам, как национальным, так и профессиональным. Сергей Силивончик указал:

— Уже несколько лет существует профессиональный стандарт и профессия: «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Люди должны получать дополнительные знания, которые относятся к специфике охраны той или иной организации. Типовой подготовки недостаточно. Профессиональный стандарт подразумевает подготовку правовую, тактико-специальную, психологическую, техническую. Данная практика должна распространяться на все образовательные учреждения, в том числе на спортивные и музыкальные школы.

Свое мнение по вопросу демпинга высказал председатель правления Общероссийского отраслевого объединения охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александр Козлов.

— Мы не сможем справиться с демпингом, пока не сделаем его бессмысленным, — заявил он. — Контрольными методами мы к победе не придем. Только если мы создадим условия, при которых снижение цены не приносит выгоды, мы изменим ситуацию.

Александр Козлов отметил сопротивление многих заказчиков применению 45-го приказа. Некоторые из них пришли к странному умозаключению: что если лимитных средств на закупку не хватает, то можно этот приказ игнорировать. И, не ощущая несуразности в своих действиях, вписывают цену, которая не позволяет подрядчику исполнять законодательство.

А ведь в основе расчетов НМЦК лежит норма рабочего времени и МРОТ. Формула, содержащаяся в 45-ом приказе, учитывает доплаты за ночные часы, страховые взносы, повышающие коэффициенты и т.д. Что из этого можно вычеркнуть? Вопрос риторический. Еще один риторический вопрос: значит ли по мнению вышеуказанных заказчиков, что Конституцию можно исполнять только в пределах лимитных средств? Как подчеркнул Александр Козлов, есть два варианта: «Либо пересматривать лимиты, либо уменьшать объемы оплачиваемых часов».

По итогам заседания будут сформулированы рекомендации, проведен дополнительный мониторинг проблемы в регионах и разработаны предложения для внесения изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие закупку охранных услуг.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»

Фото: ОНФ

Дата публикации: 26.11.2021