Охрана в аэропортах: первая линия
Международный совет аэропортов — Европейский регион предложил правительству России отменить сплошной досмотр на входах в терминалы аэропортов, поскольку скопление людей может стать идеальной мишенью для террористов. Соответствующее письмо направил премьер-министру России Дмитрию Медведеву гендиректор совета Оливье Янковек.
В письме приводится опыт аэропорта Тель-Авива «Бен Гурион», который признан одним из самых безопасных в мире, где пассажиров не досматривают на входах в терминалы.
«Вместо этого израильские власти используют разведывательную информацию, распознавание номерных знаков, камеры видеонаблюдения, современные средства связи, собак минно-розыскной службы, разделение пассажиров на группы для осмотра, анализ поведения и патрулирование охраняемой территории», — пишет Янковек.
Еврокомиссия изучила предложение ввести сплошной досмотр пассажиров на входах после мартовского теракта в аэропорту Брюсселя, когда смертник взорвал две бомбы, в результате чего погибли 17 человек, и пришла к выводу, что такой досмотр пассажиров является скорее уязвимостью в системе безопасности.
, в которой за безопасность в зонах общего доступа несут ответственность не силовые структуры, а операторы аэропортов.
При этом вскоре после брюссельского теракта Die Wel со ссылкой на высокопоставленного чиновника Еврокомиссии сообщило, что ЕК может предложить ввести контроль на входах в аэропорты. Источник тогда заявил изданию, что чиновники, в частности, ссылаются на успешное введение контроля на входах в московские аэропорты после теракта в аэропорту «Домодедово» в 2011 году
В апреле Минтранс России подготовил поправки к Воздушному кодексу, в соответствии с которыми все посетители аэропортов и их багаж должны быть досмотрены на входе в терминалы. При отказе от досмотра доступ в аэропорт будет запрещен.
Досмотр пассажиров и рамки металлоискателей на входе во все аэропорты России были введены в 2011 году после теракта в зоне прилета аэропорта «Домодедово», в котором погибли 37 человек.
Во многих странах Европы нет досмотра входящих пассажиров, но их охраняет полиция.
Между тем, Минтранс России считает адекватными меры по антитеррористической защищенности объектов гражданской авиации в России. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе министерства.
«По мнению представителей исполнительного директората контртеррористического комитета ООН, представители которого в октябре 2012 года инспектировали Российскую Федерацию, в России создан высокоэффективный механизм обеспечения авиационной безопасности и контроля. По мнению экспертов, Россия стоит в авангарде международных усилий по реализации более строгих мер авиационной безопасности и повышения уровня защиты от терроризма в зонах, расположенных рядом с аэропортами, и в зонах общественного пользования», — говорится в сообщении.
В соответствии с положениями российского законодательства, очереди на входе в аэровокзалы должны быть исключены путем качественной организации субъектом транспортной инфраструктуры досмотровых мероприятий и оборудования необходимого количества входных групп с учетом интенсивности пассажиропотока на конкретном терминале.
Вместе с тем, в Минтрансе считают, что применяемые в России подходы по обеспечению защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства требуют дальнейшего совершенствования.