Эксперты

Обеспечение пропускного режима на охраняемых объектах: проблемы и пути их решения

В ходе обеспечения частной охранной организацией (ЧОО) пропускного режима на объектах охраны возникают отношения, связанные с обработкой персональных данных. Указанные отношения регулирует Федеральный закон от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Это происходит в основном при осуществлении допуска на охраняемые объекты работников организации и посетителей.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.92 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частные охранники вправе осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны).

Шестаков Валерий Иннокентьевич – к.ю.н., доцент, руководитель научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности

В указанной статье не прописано, что собой представляют эти документы, кем и на каком основании они выдаются. Вследствие этого на практике при осуществлении пропускного режима возникает ряд вопросов правового и организационного характера, а именно:

  •  какие документы дают право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны), кто и в каких нормативных правовых актах определяет их перечень;
  • вправе ли частный охранник при наличии таких документов требовать у посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность;
  • имеет ли частный охранник право фиксировать персональные данные посетителя на материальном носителе (в журнале) или сканировать документ, удостоверяющий личность.

Перечень документов, дающих право на вход (выход) лиц на объект охраны, устанавливает, прежде всего, собственник объекта, заказчик охранной услуги в Правилах соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, которые утверждаются его локальным нормативным правовым актом (приказом). В этом акте определяются порядок допуска на объект охраны и перечень документов, дающих право входа на объект.

Обеспечение пропускного режима, установленного заказчиком, осуществляет ЧОО. Действия частного охранника на объекте охраны, его права и обязанности при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны, утверждаемой руководителем частной охранной организации или иным уполномоченным лицом организации.

В соответствии с п. 10.5 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны (утв. приказом Росгвардии от 19 октября 2020 года №419) в указанной инструкции должны быть прописаны установленные заказчиком правила соблюдения персоналом и посетителями объекта охраны внутриобъектового и пропускного режимов. Это означает, что частная охранная организация не вправе без ведома заказчика устанавливать иной порядок допуска посетителей на объект охраны, равно как и требовать у посетителей предъявления каких-либо иных документов, не установленных заказчиком. ЧОО обязана обеспечить пропускной режим, установленный заказчиком.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые заказчиком, не должны противоречить законодательству РФ.

 Из этого следует, что заказчик вправе устанавливать перечень документов, дающих право на вход на объект охраны, только в отношении лиц, порядок допуска которых не определен законодательством РФ. К их числу относятся работники данной организации и лица, целью посещения которых является решение личных, коммерческих, кадровых и иных вопросов с администрацией организации.

                  Допуск работников предприятия.

 Как свидетельствует практика, документом, дающим право на вход персонала на объект охраны, является пропуск, оформленный работниками заказчика по установленной им форме. Его образец имеется у охранника. В этом случае охранник не вправе требовать у персонала какие-либо другие документы, например – паспорт. При этом не возникает отношений, связанных с обработкой персональных данных.

Допуск посетителей, не являющихся должностными лицами контролирующих и надзорных органов.

К посетителям, которые не являются работниками данной организации и цель посещения которых – решение личных, коммерческих, кадровых и иных вопросов с администрацией организации, относится широкий круг граждан.

В отличие от работников организации, они допускаются на охраняемый объект:

  •   по разовому пропуску, выписываемому работниками соответствующей службы организации и переданному частному охраннику;
  • по отдельному списку;
  • по устному распоряжению руководства организации.

 В связи с тем, что в указанных случаях у охранника нет возможности идентифицировать посетителя и определить лицо, на которое выписан пропуск или имеется заявка на допуск, заказчик вправе в локальном нормативном акте указать, что в таких случаях допуск на объект посетителя осуществляется по предъявлению им документа, удостоверяющего личность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.03.97 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» основным документом, удостоверяющим личность гражданина, является паспорт гражданина РФ

Вместе с тем, заказчик вправе разрешить допуск на объект и по предъявлении других (не основных) документов, удостоверяющих личность (заграничный паспорт гражданина РФ, удостоверение личности военнослужащего РФ, социальная карта и т.д.).

Если частный охранник не осуществляет запись персональных данных посетителя на материальном носителе, а лишь идентифицирует его личность, определяя лицо, на которое выписан пропуск, то в этом случае отношений, регулируемых Федеральным законом «О персональных данных», также не возникает.

Такие отношения возникают только в случае, если порядок допуска посетителей, установленный заказчиком охранной услуги в локальном нормативном акте, предусматривает не только предъявление документа, удостоверяющего личность, но и запись персональных данных на материальном носителе.

На практике нередки случаи, когда частные охранники сканируют данные паспорта, объясняя это тем, что это гораздо быстрее, нежели переписывать данные вручную, и к тому же гарантированно избавляет от описок или проблем с неразборчивым почерком и т.д.

В этой связи возникает резонный вопрос о законности сканирования паспорта или иного документа, удостоверяющего личность посетителя при входе на объект охраны. Законодательство в области персональных данных не предоставляет оператору такого права.  Порядок фиксации на материальном носителе персональных данных определен постановлением Правительства РФ от 15.09.08 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

В п. 7 указанного Постановления определены типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных. Такими документами являются карточки, реестры и журналы. Типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных. В п. 8 Постановления содержатся требования, соблюдение которых необходимо при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор.

Так, необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных.

Далее специально оговорено, что персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор. В случаях фиксирования частным охранником персональных данных на материальном носителе оператором персональных данных выступает заказчик охранной услуги, так как именно он устанавливает порядок допуска на объект, предусматривающий запись персональных данных. ЧОО не может выступать в качестве оператора, так как не устанавливает пропускной режим, а лишь обеспечивает его. Не может быть им и частный охранник, который является работником ЧОО, – он лишь исполнитель. Он выполняет трудовую функцию в соответствии с должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны и осуществляет допуск на объект лиц в порядке, установленном заказчиком.

 Именно заказчик охранной услуги, то есть, администрация предприятия в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных» определяет перечень лиц, которые вправе знакомиться с персональными данными, предупреждает об обязанности не раскрывать их третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных (ст. 24 Федерального закона «О персональных данных»); заказчик также предупреждает об ответственности за их разглашение (ст. 13.11 КоАП РФ).

Допуск должностных лиц правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, осуществляемый в соответствии с федеральными законами.

Особую группу посетителей объекта охраны составляют должностные лица правоохранительных, контролирующих и надзорных органов. Цель их посещения – реализация предоставленных законодательством полномочий.  Допуск указанных должностных лиц на объекты охраны с указанием документов, дающих право на вход в организацию, на территорию определяют федеральные законы, регламентирующие деятельность соответствующих государственных органов. В этом случае заказчик не вправе устанавливать иной порядок допуска таких лиц на объект охраны, чем тот, который установлен федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности…» правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые заказчиком, не должны противоречить законодательству РФ. Следует учитывать, что федеральное законодательство не устанавливает единого порядка допуска должностных лиц контролирующих и надзорных органов для осуществления своих полномочий. Для отдельных категорий должностных лиц оно предоставляет право беспрепятственного прохода в организации, учреждения, на территории по предъявлению служебного удостоверения, для других – по предъявлению удостоверения и только в указанных в соответствующем федеральном законе случаях, для третьих – на общих основаниях, т.е. при наличии пропуска или разрешения руководства организации-заказчика.

 Право беспрепятственного прохода по предъявлению служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями имеют следующие должностные лица:

  •  член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»);
  • прокурор (п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • сотрудник Следственного комитета РФ (п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О Следственном комитете РФ»). Согласно ст. 22 указанного Федерального закона удостоверение сотрудника Следственного комитета РФ является документом, подтверждающим его личность, должность, специальное или воинское звание;
  • профсоюзные инспекторы труда (п. 3 ст. 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);
  • должностные лица таможенных органов (ст. 184 Таможенного кодекса РФ);
  • судебные приставы-исполнители (ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»);
  • следователь, дознаватель для производства следственных действий (ст. 21 УПК РФ);
  • уполномоченный по правам человека (ч. 1 ст. 23 Федерального Конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);
  • инспекторы, осуществляющие государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в соответствии с вновь принятым Федеральным законом от 31.07.20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

 На позиции данного закона – учитывая, что его требования вступают в силу с 01.07.21 (за исключением отдельных статей), – следует остановиться более детально. В ст. 71 «Рейдовый осмотр» Федерального закона № 248-ФЗ предусматривается: «Контролируемые лица, владеющие производственными объектами и (или) находящиеся на территории, на которой проводится рейдовый осмотр, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к территории, транспортным средствам и иным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также ко всем помещениям (за исключением жилых помещений)».

Под рейдовым осмотром понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории. Рейдовый осмотр проводится в отношении всех контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом контроля, либо неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории.

В ст. 29 указанного Федерального закона, устанавливающей права и обязанности инспектора, предусмотрено: «Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами». Данный закон не детализирует механизм беспрепятственного доступа инспекторов, в том числе государственных инспекторов труда, на территорию и объект хозяйствующего субъекта.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.11 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к данной категории относятся инспекторы федерального государственного надзора за обеспечением государственной тайны, государственного надзора в области предупреждения и распространения ВИЧ-инфекции, государственного надзора в области безопасности дорожного движения, государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников и целый ряд других органов, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществления государственного контроля (надзора).

 При обеспечении пропускного режима частный охранник не вправе требовать от должностных лиц, которым предоставлено право беспрепятственного прохода, какие-либо иные документы, кроме документов, указанных в соответствующем федеральном законе (например, паспорт). В данном случае документом, дающим право на проход на территорию, в организацию является служебное удостоверение, которое должностное лицо обязано предъявить частному охраннику, тем самым подтверждая свой статус.

В случае, если установленный заказчиком пропускной режим предусматривает запись данных такого должностного лица в соответствующий журнал, то частный охранник обязан это сделать. В подобных случаях правоотношений, установленных Федеральным законом «О персональных данных», не возникает, так как должностное лицо выступает как публичное лицо, и содержащиеся в служебном удостоверении данные могут быть доступны любому гражданину, а не только частному охраннику.

Право беспрепятственного прохода по предъявлению служебного удостоверения, но только в установленных федеральными законами случаях также имеют следующие должностные лица:

  • сотрудники федеральной службы охраны – при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны (п. 9 ст. 15 Федерального закона «О государственной охране»)
  • сотрудники органов ФСБ России – если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов ФСБ России, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан (п. «з» ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»);
  • сотрудники полиции – в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

За воспрепятствование прохода на объект должностному лицу, которому в соответствии с законодательством предоставлено право беспрепятственного допуска, частный охранник может быть привлечен к к уголовной ответственности по ст. 203 УК РФ (Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей) или к  административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ (Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля).

Должностные лица правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, которым законодательством не предоставлено прав беспрепятственного допуска или предоставлено такое право в определенных случаях, проходят на объект с разрешения старшего смены, руководителя охранной организации, заказчика. В отношении отдельных должностных лиц, входящих в данную группу, законодательством, регламентирующим их деятельность, установлен особый порядок допуска их на объект.

Так, в соответствии со ст. 91 Налогового кодекса РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и постановления руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки данного налогоплательщика. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов руководителем проверяющей группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком. В этом случае налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов для проведения проверки признается правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 124 Налогового кодекса РФ (незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение организации, где осуществляется пропускной режим, влечет за собой штраф в размере 5 тыс. руб.). Принять решение о допуске на объект должностных лиц налоговых органов вправе только налогоплательщик, в данном случае – заказчик. В отношении других должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, прибывших на объект охраны, частный охранник действует в соответствии с должностной инструкцией.

Изложенное наглядно показывает, насколько сложным является порядок допуска на объект охраны должностных лиц контролирующих и надзорных органов, установленный федеральным законодательством. Еще сложнее исполнить его на практике. Ни у заказчика, ни у охранной организации нет образцов документов, дающих право допуска на объект охраны. Нередко у частного охранника нет технической возможности проверить подлинность указанных документов. Наличие значительного числа нормативных правовых актов, определяющих допуск должностных лиц контролирующих и надзорных органов, создает сложности при подготовке заказчиком правил соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов. Руководителю частной охранной организации тоже нелегко при разработке должностной инструкции частного охранника на объекте охраны.

В завершение хотелось бы рекомендовать руководителям организаций (заказчикам услуги), объекты которых охраняются ЧОО, четко определить локальным нормативным актом порядок допуска на объект. В этом документе необходимо учесть его специфику и особенности, с соблюдением при этом законодательства о персональных данных. Это исключит возможные конфликты и позволит заказчику установить пропускной режим в точном соответствии с законодательством, а исполнителю (частной охранной организации) – грамотно и надежно обеспечить его.