Безопасный регион, Власть и бизнес

От безопасной столицы до безопасной страны

Марина МАРКЕЛОВА, журналист и фоторепортер

18 октября 2022 г. одним из ключевых мероприятий Деловой программы Форума негосударственной сферы безопасности «Безопасная столица», прошедшего в рамках выставки «Интерполитех-2022», стала Всероссийская конференция «Безопасный регион». Ее организаторами выступили: Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности (НСБ), АО «НИС», Гильдия НСБ Московской торгово-промышленной палаты и Ассоциация предприятий технических средств безопасности (АПТСБ).

В настоящее время цифровизация и автоматизация, обслуживая коренные интересы общества, принимает тотальный характер. И поэтому от решения вопросов безопасности требуется выход на самый высокий, качественный уровень с опорой на передовые, инновационные технологии.

Стратегическим направлением цифровой экономики является цифровая трансформация государственного управления, предусматривающая не просто использование самых современных информационных технологий, а в первую очередь коренную модернизацию всей управленческой деятельности на основе специально разрабатываемого для этого нормативного правового обеспечения.

Учитывая, что эта важная и сложная задача требует своего научного обеспечения, участники мероприятия не могут оставаться в стороне от ее решения, особенно в рамках «Десятилетия науки и технологий», объявленного Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от 25 апреля 2022 года № 231.

Задачи по обеспечению устойчивости экономики, соблюдению мер безопасности, координации сил и средств реагирования, гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций и т. д. будут решаться соответствующими федеральными и городскими службами, и прежде всего в рабочем режиме. Кроме того, как известно, Президент России подписал указы о дополнительных полномочиях глав субъектов Российской Федерации, во исполнение которых следует принимать необходимые меры по повышению безопасности гражданских объектов и объектов жизнеобеспечения. Нельзя не подчеркнуть при этом важную роль научных исследований и разработок в обеспечении и внедрении региональной концепции единой цифровой экосистемы безопасности жизнедеятельности субъекта РФ.

В связи с этим в своем приветственном слове к участникам мероприятия заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Наталия Косихина подчеркнула, что в Стратегии научно-технологического развития России шесть из семи названных в ней больших вызовов непосредственно связаны со сферами обеспечения безопасности, а в числе приоритетных направлений научно-технологического развития указано «противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму».

Модератор мероприятия, руководитель Рабочей группы КСОБЖН Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и НСБ, заместитель директора АПТСБ Андрей Калёнов напомнил присутствующим, что, начиная с 2019 года, Комиссия занимается вопросами внедрения Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН) совместно с АО НИС, ПАО МТС, ВНИИГОиЧС и другими организациями. При этом Андрей Васильевич отметил следующее: «Фундаментальное значение здесь имеет сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами, включая органы законодательной и исполнительной власти, частный сектор, научные круги, общественные организации. Так, в течение этого года профессиональным сообществом отрасли технических средств безопасности был подготовлен проект Федерального закона ”О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения «Безопасный регион»”. Документ должен стать связующем звеном между Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года № 12, в котором поставлена задача внедрения до 2030 года комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и другими действующими нормативными актами федерального и регионального уровня, что в результате должно дать регионам действенный законодательный инструмент для выполнения поставленных перед ними задач по обеспечению безопасности государства и граждан».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 именно КСОБЖН должна стать ключевым инструментом цифровой трансформации антикризисного управления на региональном уровне, повышения его эффективности и достижения цифровой зрелости на основе построения в каждом субъекте РФ единой цифровой экосистемы безопасности жизнедеятельности, обеспечивающей устойчивость его социально-экономического развития в рамках общей экосистемы цифровой экономики;

По мнению Руководителя направления АО «НИС» по работе с государственными органами Сергея Ильина, «цифровая трансформация антикризисного управления — это коренная модернизация существующих процессов управления на основе использования самых современных “сквозных” информационных технологий и специально разрабатываемых для их внедрения нормативных правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов с учетом особенностей субъектов РФ и в соответствии с их потребностями». По мнению оратора, «данные процедуры будут способствовать снижению общих расходов из консолидированного бюджета на цифровизацию антикризисного управления на региональном и муниципальном уровнях».

По мнению заместителя руководителя Департамента техники и научно-исследовательской деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, начальника управления научно-исследовательской деятельности, генерал-майора Юрия Марценюка, указанные задачи, безусловно,  носят межведомственный характер, и при их решении необходимо руководствоваться четкими нормативами, издавать совместные приказы, совершать согласованные действия, соблюдать единые технические требования и единый порядок взаимной подчиненности подразделений органов различной принадлежности, создавать информационную среду, объединяющую полученные данные о существующих угрозах, для того чтобы оперативно реагировать на них, вырабатывать и исполнять совместные цифровые решения, позволяющие наиболее эффективным образом задействовать элементы всех систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

«Росгвардия рассматривает понятие “безопасность” как гарантированную защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Сотрудники подразделений войск специального назначения всегда готовы противостоять любым угрозам и готовы к совместной работе в данном направлении на благо нашей Родины», — завершил свое выступление генерал-майор Юрий Марценюк.

Не следует забывать, что защита населения заключается прежде всего и в своевременном оповещении населения обо всех видах опасностей, которые возникают как в мирное, так и в военное время.

«Ежегодно при участии МЧС России проводятся работы по совершенствованию отечественных комплексов технических средств оповещения. Внедрение перспективных отечественных технических средств оповещения осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные объекты в ходе работ по строительству (модернизации) систем оповещения населения. Планом мероприятий по реализации Основ государственной политики в области гражданской обороны определено, что к 2030 году не менее 90% населения должно гарантировано оповещаться техническими средствами оповещения», — доложил ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), профессор Сергей Папков.

Цифровая трансформация — это изменение и переформатирование с помощью новых технологий таких процессов, которые, исторически сложившись во всех сферах деятельности человека, имеют, так сказать, традиционную конфигурацию.   В этой связи одной из приоритетных задач, стоящих перед Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, является формирование стратегии цифровой трансформации на федеральном уровне. При этом переход на программно-аппаратные средства и программное обеспечение отечественного происхождения, обеспечивающие технологический суверенитет отрасли экологии и природопользования на региональном уровне, составляет одно из приоритетных направлений импортоопережения в данной сфере. 

«При обсуждении комплексного единообразного подхода по обеспечению безопасности жизнедеятельности с точки зрения нормативной плоскости и технической политики, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации проводится системная работа с соответствующими техническими комитетами по стандартизации Росстандарта. Прежде чем менять нормативную базу, необходимо проанализировать механику процессов с использованием наиболее эффективных технологий, реализующих тот или иной подход к решению поставленных задач. Данный подход апробируется, и после того, как он оказывается действенным, наше ведомство инициирует его нормативное закрепление», — подчеркнул советник министра природных ресурсов и экологии РФ по вопросам цифровой трансформации и кибербезопасности, директор ФГБУ «РФИ Минприроды России» Даниил Сорокин.

«Еще один блок, над которым министерством ведется активная работа, связан с созданием в отрасли единой системы управления достоверными данными, которая в режиме реального времени должна способствовать созданию и поддержанию состояния комфорта и безопасности, становясь эталоном для создания системы экомониторинга. Данный инструмент позволит в будущем сохранять баланс экологического комфорта и безопасности, позволит обнаруживать источники «нарушения», компенсировать их и возвращать систему комфортного состояния окружающей среды в состояние баланса, как бы ни менялись при этом потребности человека и вместе с ними технологии. В перспективе такая система даст возможность перевести работу в формат предиктивной аналитики, что позволит переходить от формата оперативного реагирования к формату недопущения чрезвычайных ситуаций. Данный механизм необходимо максимально расширять и реализовывать во всех отраслях экономики страны», — разъяснил позицию министерства Даниил Сорокин.

Выступление предыдущего оратора поддержал ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Алексей Попов, отметив, что данные механизмы в полной мере касаются мероприятий по созданию и развитию озера данных регионального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Необходимость создание цифровизированных экосистем безопасности жизнедеятельности обусловлено в первую очередь существенно более жесткими требованиями, которые предъявляются к системам антикризисного управления. Имеются в виду их оперативность, устойчивость и высокий уровень безопасности. Консолидация информационных клиенториентированных сервисов обеспечения безопасности позволит работать слаженно и взаимодействовать друг с другом, в том числе в рамках КСОБЖН. В то же время надо помнить, что даже если обеспечение безопасности происходит в определенном смысле самостоятельно, в случае возникновения негативных инцидентов должно осуществляться взаимодействие с другими подсистемами для принятия конкретных мер реагирования со стороны муниципальных, региональных, федеральных сил и средств. Данная инициатива должна быть реализована в том числе и в рамках нового закона «О комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения».

«Сегодня наиболее эффективной интеграцией источников информации с ее потребителями является цифровая платформа безопасности жизнедеятельности, способная обеспечить горизонтальную и вертикальную увязку взаимодействующих субъектов информационных систем и их сопряжение друг с другом. И это одна из задач государственной политики на период до 2030 года. Создание и внедрение КСОБЖН должно соответствовать полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленных соответствующим федеральным законом», — убежденно заявил ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Алексей Попов.

По мнению В. Н. Зеленина, советника вице-губернатора, председателя Правительства Астраханской области, так как все существующие правовые документы в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности носят рекомендательный характер, а элементы умных/безопасных городов создаются в основном за счет региональных и местных бюджетов, назрела необходимость разработки общесистемных НПА федерального уровня.

Это позволит четко определить ответственность участников, механизм и источники финансирования, а также создать единую архитектуру КСОБЖН на всей территории РФ.

Учитывая опыт создания Системы-112, координацию разработки НПА целесообразно возложить на МЧС России с привлечением министерств федерального уровня и центров компетенций, успешно реализующих проекты в регионах.

Также, учитывая региональные особенности (угрозы, риски), центрам компетенции совместно с ВНИИ ГОЧС МЧС России целесообразно разработать для каждого региона Концепцию КСОБЖН.

Развитие и эксплуатацию КСОБЖН на основании разработанной Концепции можно выделить под управление отдельного органа исполнительной власти — Координатора системы.

Оператором (центром компетенций), по мнению В. Н. Зеленина, целесообразно назначить ГКУ под управлением министерства, отвечающего за региональную информатизацию. Учреждение будет заниматься созданием, внедрением и обеспечением функционирования элементов КСОБЖН. Целесообразно под решение данных задач организовывать именно ГКУ, т. к. бюджет для создания системы такого масштаба требуется значительный. А также по времени реализации наиболее эффективными являются контракты на срок не менее 3 лет (лучше 5–7 лет), когда исполнитель по контракту, создав систему, обеспечивает ее работоспособность и эксплуатацию на весь срок жизненного цикла.

Функционал системы определяют профильные министерства (функциональные заказчики). А вот технические параметры системы (ПО, СУБД, «железо», способ организации сети ПД) определяют специалисты центра компетенций (операторы) на основании анализа существующих ресурсов, присутствия операторов связи, требований законодательства и т. д.

Данный распределенный подход позволит более сбалансированно обеспечить бюджетирование (цена/качество/функционал), организовать плановую работу по созданию и развитию КСОБЖН в регионах в дальнейшем.

Одним из решений актуальных задач цифровой трансформации стало развитие на территории Курской области Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения с элементами АПК «Безопасный город». В связи с этим выступил начальник ОКУ ЦОД ГОЧС Курской области Юрий Королёв. Он, в частности, сказал:

«Курская область — это один из субъектов РФ, на территории которого комитетом региональной безопасности Курской области совместно с ОКУ “ЦОД ГО ЧС Курской области” выполняются мероприятия по реализации проекта комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения АПК “Безопасный город”. Мероприятия осуществляются на базе мониторингового центра, работа которого ведется в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Вся информация стекается в единый центр оперативного реагирования для действий территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курской области и должностных лиц администрации объектов, обеспечивающих своевременность принятия управленческих решений.

На сегодняшний день базовыми принципами КСОБЖН АПК «Безопасный город» Курской области являются учет полного спектра воздушных угроз, обеспечение комплексной безопасности среды обитания, обеспечение безопасности населения и объектов защиты путем снижения вероятности угроз природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера за счет предотвращения кризисных ситуаций, путем оснащения объектов защиты техническими средствами безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования средств жизнеобеспечения.

Базовой информационной системой Курского региона является система-112. Путем использования спутниковых навигационных технологий, данная интеллектуальная система управления позволяет контролировать и координировать различные процессы, делает удобным и современным межведомственное взаимодействие, позволяет экстренно реагировать на возникшие чрезвычайные ситуации. В настоящее время на нее поступает свыше 3 000 звонков в сутки, а за год, соответственно, более 1 млн.

Кроме того, комитет региональной безопасности Курской области и ГИБДД России по Курской области, курирующие системы видеонаблюдения правоохранительного сегмента, установили видеокамеры для распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (ГРЗ), провели мероприятия по установке систем видеонаблюдения во всех муниципальных образованиях с последующей интеграцией в КСОБЖН региона. Для повышения безопасности граждан, проживающих в многоквартирных домах, комитетом региональной безопасности Курской области была организована замена аналоговых домофонов на цифровые с целью видеофиксации лиц, входящих в подъезды и выходящих из них, и распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и видеозаписи информации с придомовой территории».

Апробацией, (как “ядра” КСОБЖН), программно-технического комплекса обеспечения природно-техногенной безопасности в Курской области, активно начинают интересоваться уже более десяти регионов Российской Федерации.

АО “НИС” предлагает субъектам РФ комплексное внедрение данного продукта для обеспечения сквозного и бесшовного процесса автоматизированного управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций. Ключевыми задачами которого являются: обеспечение межведомственного и межуровневого сопряжения информационных систем, взаимодействующих по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также консолидация необходимых информационных ресурсов объектового, местного и регионального уровней, аналитическая обработка данной информации, формирование клиенториентированных информационных услуг по принципу “одного окна”. Данная система способна обеспечить единое информационное пространство на всех ее уровнях, сопрягается с другими соответствующими цифровыми платформами.  Использование технологии интернет вещей, больших данных и искусственного интеллекта позволяет выявить рост и начало активности событий, тематику этих событий, активных пользователей и поставщиков информации. Мы ценим открытый диалог с регионами и заинтересованы в комфортной цифровой трансформации антикризисного управления, что позволит сформировать единое информационное пространство на всех уровнях управления, а также не только предотвратить последствия чрезвычайных ситуаций, но и поспособствовать пресечению рисков их возникновения в будущем», — уверен руководитель направления АО «НИС» по работе с государственными органами Сергей Ильин.

Как уже говорилось ранее, КСОБЖН строится на инфраструктуре системы-112, зона покрытия которой по состоянию на 01 января 2022 г. развернута на всей территории РФ. О наиболее значимых перспективных направлениях дальнейшего развития систем-112 субъектов РФ рассказала ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Наталья Свентская. В частности, были озвучены следующие тезисы:

  • Интеграция системы-112 субъектов РФ с ведомственными системами МЧС России, МВД России и системами диспетчеризации скорой медицинской помощи в целях обеспечения информационного обмена между ЭОС и системой-112;
  • Организация автоматизированного обмена информацией между системой-112 не граничащих субъектов РФ;
  • Взаимодействие системы-112 с системами обеспечения вызова экстренных служб иностранных государств в форматах СНГ, ОДКБ, ЕАЭС;
  • Разработка механизмов повышения точности определения местоположения заявителей. в т. ч. путем внедрения единого мобильного приложения системы-112.

Много внимания решению аналогичных проблем уделяет и бизнес. Об инвестиционных инструментах государственно-частного партнерства для внедрения информационных систем и технологий, где КСОБЖН имеет право на жизнь, рассказал управляющий партнер ООО «Цифра Инвест» Андрей Ремпель.

В частности, в выступлении оратора отмечалось, что ООО «Цифра Инвест» на системной основе ведет работу по поиску и отбору наиболее перспективных проектов государственно-частного партнерства, планируемых к реализации в субъектах РФ. Компания оказывает активное содействие в привлечении инвестиций, поиске потенциальных партнеров и запуске пилотных прикладных проектов в различных отраслях инфраструктуры, используя, в том числе, механизмы лизинга, энергосервиса, концессионных соглашений и контрактов жизненного цикла. За счет привлеченных средств создает и внедряет цифровые решения по обеспечению безопасности жизнедеятельности. В целом, «Цифра Инвест» закрывает практически все потребности экомониторинга как на уровне региональных администраций, так и крупных городских конгломераций.

«Не у каждого субъекта РФ есть возможность решать вопросы, связанные с обеспечением общественной безопасности за счет бюджетных средств. Мы предлагаем реализацию проектов по инвестиционной схеме без привлечения муниципального, регионального, федерального заказчика. Имеем практический опыт в реализации мероприятий за счет инвесторов, которые за свои средства строят инфраструктуру, содержат, эксплуатируют и сопрягают ее со смежными сервисами вместе с крупными федеральными компаниями, такими как “Ростех”, “Россети”, “Росатом” и прочее. Готовы рассмотреть предложения о внедрении КСОБЖН в структурные подразделения региональных министерств и ведомств по вопросу привлечения инвестиций на основе инструментов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений», — выступил с инициативой Андрей Владимирович.

Руководитель направления ООО «ВижнЛабс» Дмитрий Беспалов представил технологии, которыми занимается его компания на протяжении нескольких лет. А именно: интеллектуальные решения по биометрическому контролю доступа, отвечающие всем стандартам импортозамещения.

«Данные решения дополняют функциональность систем комплексной безопасности для крупных корпораций (Ростелеком, Московский метрополитен и прочее), которым особенно важны кроссплатформенность и быстрая масштабируемость технологий. Для идентификации по биометрии лица в систему встроена платформа компьютерного зрения, которая обеспечивает точное и быстрое распознавание человека вне зависимости от наличия маски, очков, головных уборов и других атрибутов. Весь процесс занимает доли секунды. Также в решение встроены алгоритмы, которые создают защиту от подмены изображения», — отметил руководитель направления ООО «ВижнЛабс».

Помимо прочего, спикер продемонстрировал, как проходит тестирование проекта автоматизированного пограничного пункта пропуска, предназначенного для автоматической предварительной регистрации граждан без участия контролера.

«Терминал предварительной проверки собирает информацию о гражданине, необходимую для подтверждения его личности и определения возможности пересечения границы, для чего необходимо сканирование данных посадочного талона, а также паспортных и визовых документов», — добавил Дмитрий Беспалов.

Еще один продукт, который был представлен ООО «ВижнЛабс» в ходе проведения мероприятия, — система интеллектуальной видеоаналитики для распознавания транспорта. Система может определять основные атрибуты транспортного средства — государственный номер, марку, модель, цвет, тип и категорию автомобиля, а также автоматизировать ведение журнала событий, мониторинг дорожно-транспортной ситуации и управление трафиком. Данные технологии уже активно используются на социально-значимых объектах городской и транспортной инфраструктуры регионов.

«С целью предотвращения негативного сценария развития событий того или иного инцидента, пакет продуктов наших систем видеоаналитики может интегрироваться там, где это требуется, в том числе и в КСОБЖН», — подытожил руководитель направления ООО «ВижнЛабс» Дмитрий Беспалов.

Существует несколько причин отсутствия единой цифровой платформы в регионах. А именно: множество вариантов и модификаций протоколов информационного взаимодействия для систем одного типа, отсутствие нормативных оснований для организации межсистемного взаимодействия, высокие затраты на разработку «уникальных» протоколов информационного взаимодействия.

Цифровая трансформация системы управления регионом в кризисных ситуациях должна включать в себя описание и актуализацию реальных угроз и рисков территорий, инвентаризацию существующих систем-источников данных, создание новых систем и компонентов мониторинга рисков, а также утверждение регламентов информационного межсистемного и межведомственного взаимодействия.

Особым, в том числе и международным, опытом подходов к цифровой трансформации системы управления регионом в кризисных ситуациях поделился начальник отдела маркетинга АО «СФЕРА» Антон Григорьев. По мнению спикера, безопасность региона — это прежде всего безопасность каждого его жителя, ключевое условие для устойчивого социального развития муниципалитета, города, региона, округа и всей страны. И здесь на первом этапе необходимо создать отдельные компоненты и системы на муниципальном уровне, на втором этапе — объединить их в региональную платформу. Далее сформировать государственную информационную систему на региональном уровне по направлениям. После чего поэтапно наращивать функциональную составляющую. И тогда мы на выходе сможем получить интегрированный цифровой ландшафт с обширным набором разнородных данных для качественного анализа и подготовки управленческих решений. При этом постоянное пополнение и актуализация обрабатываемых данных будет способствовать прогнозированию и предупреждению кризисных ситуаций для проведения превентивных мероприятий.

«КСОБЖН — это полноценная экосистема, охватывающая весь спектр управленческих решений по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Если сформулировать единые требования жизненного цикла каждой системы, непротиворечиво интегрируемой в КСОБЖН, то тогда можно будет разработать единую технологическую политику, а также единую систему управления изменениями, то есть то, что необходимо для функционирования эффективной комплексной экосистемы», — уверена советник по цифровым технологиям Научно-консультационного центра Советского фонда мира Нина Адамова.

Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо расширить подход к формированию единой технологической архитектуры информационных систем антикризисного управления. Чрезвычайные ситуации могут складываться в любой отрасли, не всегда ограничиваясь каким-то одним районом или регионом. Процесс внедрения КСОБЖН необходимо предусматривать в масштабе, в том числе, федеральных округов. В условиях проведения специальной военной операции, порождающих множество непредсказуемых ранее ситуаций, АПК «Безопасный город» в составе КСОБЖН является чрезвычайно актуальной задачей для эффективного выполнения задач по обеспечению общественной безопасности на всей территории субъектов Российской Федерации.