Лица, НСБ

Сергей Саминский: «Главный итог — мы сделали наши объекты безопаснее для детей»

Интервью с Президентом СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергее Васильевичем Саминским.

— Сергей Васильевич, вы один из наиболее опытных руководителей в частной охранной отрасли. Насколько сильно на ваших глазах изменилась эта деятельность?

— Кардинально. Отрасль стала цивилизованнее, профессиональнее, ответственнее. Многое, конечно, еще предстоит сделать, но путь проделан огромный.

Расскажу об этом на примере сферы образования Москвы. Она наиболее показательна для того, чтобы продемонстрировать, откуда мы начинали, к чему пришли упорным трудом и куда движемся.

То, что происходило на заре становления частной охраны, можно коротко описать как хаос. Сотни предприятий; собственники, не имеющие ни малейшего представления о том, как должны охраняться те или иные объекты; на постах в школах, да и не только — повсеместно, люди, не обладающие никакой подготовкой.

Кого-то это устраивало: такая среда позволяла различным авантюристам от мира бизнеса быстро заработать денег, ни за что не отвечая и не вкладываясь в будущее. Но, к счастью, наряду с ними были и другие люди, которые понимали: мы так и будем топтаться на месте, если не выдвинем на первое место качество своих услуг. Так считал и продолжаю считать я в том числе. В то время я создал ЧОП «СТАРК — Агентство Безопасности», предприятие, которое как раз и работало на принципах ответственности и качества. Те, кто выбрал такой подход, завоевали уважение заказчиков и сумели развить свои организации. Остальные постепенно сошли на обочину истории.

— Государство как-то повлияло на эти процессы?

— Самым прямым образом. Например, именно по инициативе Департамента образования и науки города Москва была создана сначала Ассоциация «Школа без опасности», а затем, в 2012 году, и одноименная саморегулируемая организация. До этого Департамент вынужден был полагаться на конгломерат предприятий, которые в массе своей не способны были выполнять единые требования заказчика. И власти Москвы предложили создать объединение, через которое можно было бы выстроить вертикаль работы от Департамента к отдельным предприятиям. Варианта было два: согласиться с этим разумным предложением или расписаться в том, что частные охранные предприятия не способны ответственно выполнять государственные задачи. Благо, в нашем сообществе были руководители, готовые и учиться сами, и развивать отрасль. Так появилась СРО Ассоциация «Школа без опасности».

Я не раз говорил: саморегулирование — это гвардия работодателей. И сегодня почти все самые дееспособные предприятия в охранной отрасли работают именно под эгидой саморегулируемых организаций.

— Вы не раз подчеркнули слово «качество». Как удалось добиться прогресса в этом отношении?

— Что вообще значит «качество»? Это профессионализм. Это подготовка. Охранник получил свое удостоверение — то есть прошел некую подготовку. Достаточно ли этого, чтобы теперь он справился с работой на любом объекте? Сегодня компетентно охранял склад, завтра — стройку, послезавтра — школу? Нет, этого недостаточно. Я понял это сразу, когда начал заниматься охраной образовательных организаций. Поэтому дал поручение начать разработку профессионального стандарта.

В то время Президент России Владимир Владимирович Путин несколько раз высказывался на эту тему. Он говорил, что профстандарты должны стать частью целостной системы национальных квалификаций. В охранной отрасли именно СРО Ассоциация «Школа без опасности» начала эту работу. До нас в лучшем случае говорили, что на всех охранников нужен некий базовый стандарт, а некоторые и вовсе отрицали важность этого дела. Но я был уверен, что охранному сообществу необходимо проявить здесь государственный подход.

Плодом наших усилий стал профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», утвержденный приказом Минтруда России № 1010н от 11 декабря 2015 года. Теперь это официальная профессия, внесенная в реестр Министерства труда и социальной защиты РФ.

И, кстати, вспоминая другие слова Президента, напомню, что он критиковал компании за то, что те формируют свои стандарты, но с остальными коллегами по цеху делиться ими не спешат. Мы же всегда открыты для обмена опытом с коллегами. Не только профстандарт, но и многие наши учебно-методические материалы выложены в свободном доступе.

— Что конкретно дал профстандарт?

— Он лежит в основе подготовки работников охраны. СРО заключила договор с Автономной некоммерческой организацией Дополнительного профессионального образования «Учебный центр СБ „Рост“», на базе которой мы обучаем работников охраны образовательных организаций по разработанным нами программам повышения квалификации. Там в постоянном режиме ведется профессиональная переподготовка тех, кто отвечает за охрану образовательных организаций Москвы. За время существования Учебного центра через него прошло больше тридцати тысяч человек.

Качественный скачок отмечают все: и регулятор, и родительская общественность, и заказчик, и профессиональное сообщество. Например, раньше был настоящий бич — кражи техники из образовательных организаций. В настоящее время таких случаев нет. И некоторых воров помогли задержать как раз работники охраны.

Но это только один пример. Сейчас у нас каждый месяц десять, пятнадцать и больше случаев предотвращенных проносов запрещенных предметов — это оружие, ножи, газовые баллончики; задержаний нарушителей общественного порядка с последующей передачей их сотрудникам полиции. У нас создана Общественная приемная, куда постоянно поступают благодарственные письма в адрес охранников.

А недавно пять работников ЧОП, входящих в СРО Ассоциация «Школа без опасности», были награждены Почетными грамотами МЧС России. Потому что возгорания и задымления случаются нередко, но именно благодаря своевременным действиям охранников удается избежать тяжелых последствий таких происшествий. Это отмечено и на уровне министерства.

— СРО Ассоциация «Школа без опасности» является одной из наиболее уважаемых организаций в своей сфере. За счет чего удалось достичь этого успеха?

— Если в чем-то мы добиваемся успеха, то это в первую очередь успех человека на посту, который относится к своему делу ответственно, профессионально и неравнодушно.

Если же говорить об организации в целом, то мы действуем не одни. Огромная работа проведена в последние годы на базе Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Его возглавляет депутат Государственной Думы РФ Анатолий Выборный, и он один из тех людей, которые видят, как потенциал частной охраны может быть использован на благо общества и государства.

Много мероприятий проведено в Общественной палате РФ. Немало предложений и идей, впоследствии воплощенных в жизнь, сначала были «обкатаны» в ходе обсуждений на этой площадке.

Сейчас широкая работа по развитию системы квалификаций в охранной отрасли развернута под эгидой СПК Антитеррор.

В одиночку многого не сделать. Позиция охранного сообщества должна быть консолидированной и внятной, чтобы государство нас слышало. Именно так мы смогли добиться прорыва в финансировании охранных услуг. Над этим работали все лидеры охранного сообщества. Нам удалось убедить регулятора, что прежние правила формирования начальной (максимальной) цены контракта катастрофически сказываются на охране важнейших социальных объектов. Итог — приказ № 45 директора Росгвардии Виктора Васильевича Золотова, который установил новый метод определения НМЦК. Безусловно, в этом большая заслуга Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» и лично его руководителя Козлова Александра Михайловича.

Еще какое-то время должно пройти, пока для заказчиков этот метод станет привычным, но в конце концов этот приказ значительно оздоровит рынок.

— Если подводить какой-то промежуточный итог работы за эти годы, что можно считать таковым?

— Пожалуй, главный итог — мы сделали наши объекты безопаснее для детей. Охранники образовательных организаций реально спасают людей. Надеюсь, кто-то из читателей вспомнит имя Ризвана Саидова. Охранник, который, находясь на посту, увидел пожар в доме, бросился на помощь и спас двоих детей.

Или примеры совсем свежие. В начале декабря нам поступила информация, что выпускник одной из школ замыслил нападение на учащихся. Находившаяся на посту Татьяна Горина, работник ООО ЧОП «СОБР», еще на подходе увидела подозрительного молодого человека, приближающегося к зданию, заблокировала двери и тут же нажала кнопку тревожной сигнализации. Экипаж Росгвардии задержал его через пару минут. При себе у парня был пневматический пистолет и нож. Что бы он успел сделать, если бы не сработала охрана? А ведь в холле стояла ученица — она как раз собиралась выйти на улицу. Охранник, вполне вероятно, спасла ей жизнь.

У нас разработан алгоритм поиска детей, не вернувшихся из школы домой. За 2021 год дважды охранники находили пропавших детей. Последний раз алгоритм был задействован 11 декабря. Мальчик на следующий день после ссоры с отчимом не пришел из школы. Члены СРО Ассоциация «Школа без опасности» мгновенно организовали поиски. Двенадцать мобильных групп прочесали территорию, осмотрели вокзалы, опросили родственников и знакомых мальчика. Мобильная группа ООО «ЧОП «Командор» даже проверила дачу этой семьи. И экипаж обнаружил там следы — так мы поняли, что ребенок, слава богу, жив и здоров. К вечеру его нашли.

Никто не требует от нас организовывать такие масштабные поиски. Тем более пропал он не с территории школы, а по дороге домой. Но мы не можем иначе: для нас ответственный подход к жизни и здоровью детей стал незыблемым правилом.

Будучи председателем Совета Союза ОСО, который объединяет организации, осуществляющие охрану социальных объектов столицы, я бы также указал на без преувеличения героические усилия тех охранников, которые несут службу в больницах. С началом эпидемии многие из них добровольцами пошли на посты в «красные зоны», помогали врачам, рискуя собой. Они предотвратили множество случаев побегов зараженных пациентов, нападений на медиков. И это тоже спасенные жизни.

— Каким видится вам будущее частной охранной деятельности?

— Повышение профессионализма и качества охранных услуг было, остается и будет актуальным вопросом. Угрозы меняются, и мы должны действовать на опережение. В СРО Ассоциация «Школа без опасности» мы еще с начала года начали готовить охранников по программе антитеррористической защищенности. А сегодня на всех площадках говорят о важности этого направления.

Мы надеемся, что в будущем профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» будет применяться на всей территории России. Но для этого нужно актуализировать его, приблизить к реалиям отдаленных и малонаселенных территорий.

Всему охранному сообществу предстоит большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы. Ведь частная охранная деятельность сейчас живет по закону тридцатилетней давности. Это был прекрасно проработанный закон, но даже лучший закон неизбежно за такой срок устаревает. Хороший проект, учитывающий современное положение отрасли и его нужды, был разработан в НИЦ «Безопасность». В настоящее время он находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Словом, работа не прекращается. Надеюсь, те усилия, которые мы прикладываем, помогут охранной отрасли всей России достичь новых высот.